
Вложения можно оправдать за сезон
Портрет владельца сезонного бистро на колесах вырисовался уже после первой прогулки по побережью. Это молодой человек — индивидуальный предприниматель, занимающийся бизнесом в одиночку или с партнером. Сумма инвестиции в фудтрак начинается от 7000—10 000 долларов в рублевом эквиваленте. Далее успех зависит от энергичности хозяина, яркости вывески, удачного расположения точки общепита… и погоды.Последний фактор, считает предприниматель Игорь Борисов, решает многое:
— Работа в фудтраке сезонная — с апреля по октябрь, а в несезон у предпринимателя, как правило, есть иная занятость. Кто-то работает по найму, кто-то продолжает заниматься похожим бизнесом в стационарном кафе. Если с середины июля по август начнутся дожди, то усилия по развитию мобильного общепита могут пойти прахом. Не говорю уже о таком неприятном явлении, как коронавирус. Наша сфера полна сюрпризов: здесь миллионов не заработаешь. Но оправдать вложения в одну точку общепита можно при везении и за один сезон.
Игорь Борисов показывает нам свой фудтрак на Минском море. Дружелюбная девушка-продавец, как и слоганы на рекламной доске, поднимают посетителям настроение. В рабочий нежаркий день их, правда, немного. А вот пятницы и уикенды — самая жаркая пора. У предпринимателя также есть несколько летних уличных кафе в детских городских парках.
— Если на улице не пахнет едой, значит, это скучное место, — считает мой собеседник. — Начинал с шашлычной в Ждановичах лет 15 назад. Был постоянным участником выездных мероприятий. Есть определенный опыт, поэтому фудтрак «заякорили» на Минском море. Продаем различную еду: хот-доги, шаурму, блины. Все, что люди любят. Здесь не ресторан: меню максимально простое и понятное. Средний чек посетителя — около 10 рублей.

Разговариваем с Игорем о технических моментах размещения объекта. За городом все нестационарные пункты общепита стоят на генераторах, даже если рядом есть источники электроэнергии. Бизнесмен признает, что его фудтраку вполне можно было бы запитаться электричеством от ближайшего стационарного источника, но это сопряжено с рядом сложностей: подготовкой проектной документации, длительных согласований.
— Уже и сезон закончится, пока оформишь проект и получишь на руки разрешение на подключение. Работать от генератора фудтрак постоянно не может. Скоропортящиеся продукты надо с вечера вывозить, а утром завозить. Вот и посчитайте, насколько увеличиваются расходы на топливо и нагрузки на персонал… На мой взгляд, стоило бы в отношении мобильных пунктов общепита пересмотреть нормативные акты в сторону упрощения разрешительной процедуры для обеспечения их бесперебойного функционирования, — рассуждает Игорь.
Пандемия внесла свои коррективы в работу его объектов, но предприниматель не сидит сложа руки, говорит, что по характеру он неисправимый оптимист:
— Зимой в новогодние городские праздники мы работаем в общепите. Постоянно мониторю график массовых мероприятий, стараюсь в них участвовать. У меня работают люди, несу за них персональную ответственность: необходимо вовремя выплачивать зарплату и делать взносы в ФСЗН. В этом году запланированные на лето мероприятия на открытом воздухе из-за коронавируса были отменены, но мы не унываем.
Предприниматель отмечает падение товарооборота на 40 процентов в кафе по сравнению с прошлым годом и надеется на открытие границ, приезд гостей из-за рубежа:
— Хотелось бы, конечно, побольше солнечных дней. В ближайшей перспективе, если все будет с эпидемиологией в норме, хочу открыть нестационарный придорожный объект общепита.

Мастер сэндвичей
Предприниматель Алексей Сивец так объяснил причину, по которой стационарной точке общепита предпочел фудтрак:— Я уже 15 лет в общепите, работал в кафе и ресторанах. Захотелось нового вызова себе, драйва, разных встреч и открытого пространства, захотелось не быть привязанным к одному месту стоянки. А еще интерес к теме подогрел просмотр фильма «Шеф на колесах» 2014 года, герой которого вдохновил на эту идею. Понадобилось время, чтобы все это реализовать. Осенью 2018 года увидел ребят, которые в Минске организовали несколько фудтраков на проекте «Песочница», и решил тоже войти в эту реку, причем осознанно. Концепция нашего фудтрака — это монопродукт: вкуснейшие сэндвичи.
Алексей отметил, что вышел в ноль в конце прошлого сезона, а свои вложения в автокафе надеется вернуть уже в этом году. Он работает в паре с компаньоном:
— Мы поделили обязанности — на мне кухня, меню и продукты питания. Он ведет документацию, оплачивает счета и налоги по упрощенной системе, организовывает выезды на мероприятия, заключает договора.
Алексей считает, что арендные ставки на размещение фудтрака, лотка, кафе в городе в связи с эпидемиологической ситуацией стоило бы пересмотреть. Во многих странах фудтракеры после проверок на соответствие качеству платят в мэрию города определенную ставку аренды, у них есть согласованные места для нестационарной продажи:
— В пределах 200—300 долларов в эквиваленте для малого передвижного объекта пункта общепита было бы оптимальной ставкой для нашего сэндвич-трака. Также отмечу, что без мобильного терминала сегодня работа в объекте выносной торговли не пойдет. Если раньше соотношение налички и безналичных операций было 60 на 40, то сегодня наоборот: 40 на 60, потому что покупатели максимально дистанцируются друг от друга, носят маски, предпочитают везде рассчитываться картой.
Спрашиваю у Алексея, чем он и его партнер по делу занимаются в несезон. Предприниматель охотно рассказал:
— Наша вторая точка — стационарная, работаем в направлении поддержки других заведений общепита, помогаем в разработке меню, обучении штата и организационных вопросах. Сфера стритфуда в стране только начинает развиваться — мы хотим стать ее неотъемлемой частью. Две кафешки — не предел нашего бизнеса. Мне это дело по душе, и если отведаете наши сэндвичи, то в этом убедитесь сами.

Уличная еда? Скажем «да»
Молодой житель нашей страны с восточными корнями Фарид Омари работал по специальности техник-технолог по приготовлению пищи. В прошлом году они с отцом решились открыть мобильный фудтрак. Теперь парень кормит людей хот-догами, сэндвичами, роллами:— Мы приезжаем и работаем с 10:00 до 22:00. Много внимания уделяем экоупаковке и качеству, оригинальности блюд. Во время праздников можем и до полуночи торговать. Приходят к нам и семьи с детьми, и молодые пары, и люди, прогуливающиеся в одиночку. Работа интересная, все наши финансовые затраты на этот передвижной пункт окупились. В перспективе хочется стать более мобильными, переезжать с места на место, но коронавирус внес свои коррективы. Например, попасть в этом году на ряд музыкальных мероприятий, таких как фестиваль «Рок за Бобров», у предпринимателей не получилось.

Блюда на углях
Андрей Бондарев 3 года назад организовал фудтрак, который стал уже стационарным. Повар занял свою нишу среди представителей мобильного общепита и готовит исключительно на углях:— Наши блюда люди сразу оценили, многие регулярно заглядывают в обеденное время. Правда, автотрак трудно разбирается и собирается, поэтому мы решили не переезжать с места на место, а кормить людей в одном месте известного стритфуда. На смене, как правило, работают два-три человека, чтобы быстро и качественно обслужить поток отдыхающих.
Андрей установил пункт общепита на специальной гастрономической площадке, где сеты продаются по единой цене — 8 рублей. Сегодня посетитель заказывает во «вкусном» окошке автомобиля какое-то приглянувшееся блюдо, а в следующий раз может отведать что-то новенькое у соседей... Гастрономические радости сочетаются с культурными развлечениями по вечерам и выходным: концертами, кинопоказами, театральными представлениями.
Кстати, влияние коронавируса Андрей на своем бизнесе не ощутил:
— Продажи моих сетов не снизились по сравнению с прошлыми годами. Однако считаю, что для меня фудтрак — это, скорее, сезонная занятость, а не предпринимательство. В течение 3—4 месяцев можно неплохо заработать. Мы скорее самозанятые, чем предприниматели.
КОМПЕТЕНТНО
Татьяна Иванова, начальник отдела торговли и услуг Минского райисполкома:

Бум спроса на проходные места сезонной торговли связан прежде всего с тем, что белорусы не поехали за пределы страны. В мае мы внимательно рассмотрели все заявки, с тщательностью принимали решение о необходимом числе мест для мобильной торговли на каждом пляже (водохранилищ Птичь, Вяча, Криница, Дрозды, Заславского водохранилища), и скажу, что все, кто хотел, сейчас торгуют.
По моим наблюдениям, наиболее востребованное место торговли — пляж № 5 Заславского водохранилища. Мы установили там максимальное количество мест — около 30, ведь ИП и организаций, желающих там разместиться, в этом году было достаточно. В Минском районе по 8 мобильных пунктов общественного питания работает на водохранилищах Вяча и Птичь, 5 объектов расположено вдоль водохранилища Дрозды, 1 объект — на побережье Криницы.
Всего в пристоличных зонах отдыха действует более 50 нестационарных объектов торговли и общественного питания. Если в начале осени установится солнечная погода, то считаю целесообразным продлевать разрешения на сезонную торговлю и после 1 сентября.
В ТЕМУ
На теплоходе музыка играет
Полноценный отдых возле воды дополнит катание на лодочках, катамаранах и маломерных суднах. Как на Минском море, так и у других водохранилищ вблизи столицы расположены десятки пунктов проката. Продолжительность водного путешествия составляет от 30 минут до часа. Уточним стоимость этого удовольствия.
Чтобы покататься на 2-местном катамаране, необходимо заплатить 9 рублей, на 4-местном — 12 рублей. Эту цену озвучили нам практически все пристоличные и минские пункты проката.
Романтический вариант для двоих — прокат прогулочной лодки — обойдется в 6 рублей за час. Увидеть красоты Минска с палубы теплохода «Свислочь» можно за 10 рублей для взрослого пассажира, 5 рублей будет стоить для ребенка до 10 лет. Детям до 3 лет проезд бесплатный.
Покататься на катере взрослым можно за 10 рублей, детям старше 5 лет — за 8 рублей, малышам до 5 лет — за 5 рублей.
Кстати, на больших суднах оплатить водную прогулку можно как наличными, так и с помощью банковской карты прямо на палубе. А расчет за прокат катамаранов осуществляется в стационарных кассах на берегу.
shimuk@sb.by