Выбирая дополнительные занятия, слушайте ребенка, а не себя

Драмкружок, кружок по фото

Без чего не обходятся разговоры современных родителей? Безусловно, без упоминания об успехах их детей. У одних ребенок ходит на хоккей и математику, у других на музыку и изо, у третьих кружков столько, что день и вовсе расписан поминутно. Нужно ли всё это детям, так же как их мамам, и как понять, к чему действительно лежит душа ребенка?

фото александра СТАДУБА

Сегодня не только в Минске, но и в районных центрах можно найти немало вариантов дополнительного развития ребенка — начиная от занятий по музыке до школы магии и цирковой студии. Развитие стало ключевым понятием в воспитании современных детей. И вроде в этом нет ничего плохого, если понимать, что и зачем ты развиваешь. Многие мамы и папы стремятся как можно быстрее научить ребенка считать, писать, читать, то есть развить его интеллектуально, но забывают о другом — эмоционально-психическом совершенствовании. К примеру, малыш в четыре года знает иностранный язык, замечательно считает, но совершенно не умеет общаться со сверстниками. Или школьница преуспевает по всем предметам, побеждает в олимпиадах, однако совсем не имеет друзей.

Психологи считают, что родители должны в первую очередь научить ребенка вести диалог, защищать себя, просить, договариваться, уступать, настаивать на своем — то есть находиться в обществе. А потом уже развивать все остальное. И то по желанию ребенка. Невозможно силой затащить дочку на гимнастику, а сына на шахматы, если они того не хотят. Попробовать, конечно, можно, но вряд ли из этого выйдет что-то хорошее. Ребенок через силу будет посещать занятия, в мыслях ненавидеть и преподавателя, и вас, закончит курс, но наверняка в жизни больше не притронется ни к гимнастическим лентам, ни к шахматным фигурам.

фото britishcouncil.org

Важно выбрать кружок или студию, которые будут по душе ребенку. Замечательно, когда тот сам может сказать, чем он хочет заниматься. Но что делать, если не знает, что ему нравится? Тогда пробуйте. Изучите предложения вашего города, расскажите о них своему чаду, покажите фото из студии, сходите на пробные занятия. Не понравится — ищите еще. Не понравится ничего, оставьте, подождите год, возможно, ребенок сам придет к вам с просьбой записать его на какое-нибудь занятие.
Помните, что кружки развивают не только определенные навыки, но и личностные качества. Учтите это при выборе студии. Например, если ребенок необщительный, с трудом находит общий язык со сверстниками и вы желаете скорректировать это, попробуйте отдать его в командный спорт, например, футбол. Если ваше чадо как юла, не может спокойно усидеть на одном месте, предложите ему занятия по шахматам или рисованию, где ему придется быть усидчивым.
Если он совсем маленький, лет до трех, начните со школ общего развития, где всего понемногу: рисования, лепки, пения, танцев и так далее. Ходите на эти занятия вместе с малышом. Спустя время вы поймете, что ему больше нравится, и сможете отдать уже в тематическую студию.

Главное правило для любого возраста — не перегружайте. Даже если ребенок с удовольствием посещает все кружки и студии, соблюдайте меру. Минчанин Андрей рассказывает о сыне своих друзей: “У ребенка в 5 лет были английский, спорт, музыка, родители еле успевали его забирать из одного места и завозить в другое. На замечания знакомых, мол, может, стоит немного поубавить темп, говорили, что сын от всего просто в восторге. Не прошло и года, как у малыша развился нервный тик. Рекомендация врача: оставить все кружки и месяц просто гулять на свежем воздухе, гонять мяч и строить башни из песка — вернуть мальчика в детство”.

В любом случае после детсада/школы и всех кружков у ребенка должно быть как минимум два часа свободного времени. К сожалению, детство заканчивается слишком быстро — пусть успеет вдоволь насладится этой порой.
Задача родителей заключается не только в том, чтобы выбрать кружок, но и поддержать ребенка в его начинаниях. Для детей важно, чтобы родители интересовались их увлечениями, выслушивали рассказы о занятиях, посещали бы соревнования, выступления и выставки, в которых они принимают участие. Покажите ребенку, что вам действительно важно и интересно то, чем он увлекается.
МНЕНИЕ

Эдита Заровская, психолог:

— Порой родители путают свои мечты и интересы с интересами ребенка. Когда-то, скажем, они мечтали научиться играть на гитаре, но не было возможности, а ребенку совершенно не интересен этот инструмент. В таком случае стоит предложить ему посетить несколько пробных занятий. Если желания не появится — продолжать не стоит. Учите детей пробовать и искать свое, но не навязывайте ему чужое мнение. И не заставляйте ребенка ходить на кружки, если он сам не хочет. Это только усилит его нежелание их посещать, а самое главное, получать удовольствие от процесса. Если у вашей дочки или сына вдруг пропал интерес к занятиям, возможно, стоит поменять студию или педагога. В любом случае нужно пообщаться с ребенком, выяснить, что все же нравится ему, а не вам.

Мила КОВАЛЕВА

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter