Драматургия риска

На театральном фестивале в Бобруйске велись острые дискуссии

На театральном фестивале в Бобруйске велись острые дискуссии, но в отсутствие авторов пьес

IV Республиканский фестиваль национальной драматургии имени В.И. Дунина-Марцинкевича прошел в Бобруйске. Это своего рода лаборатория современного театра, в которой с помощью девяти отечественных и трех приехавших из России и Украины спектаклей сделана попытка ответить на вопросы о смысле жизни и творчества, ценности памяти и смене жизненных ориентиров.

Молодая необстреленная команда не слишком театрального города рискнула позвать драматургов, режиссеров и критиков, чтобы в жарких схватках определить пути развития белорусской драматургии и белорусского театра. Приехали семь критиков на весь фэст, пять драматургов на денек-другой, два директора театров кукол и ни одного представителя от организатора фестиваля — Министерства культуры.

Много сил приложил Могилевский областной исполнительный комитет, чтобы следом за ежегодным международным «Март-контактом» сделать традиционным и престижным национальный фестиваль в Бобруйске. Гостеприимству и стараниям хозяев можно слагать гимны. Однако художественное наполнение праздника театра вызвало острые дискуссии. Про достижения, беды и надежды современной драматургии говорили непрерывно в течение всех пяти дней, но… без драматургов. Их, живущих в Минске, никто не смог организовать и уговорить преодолеть 120 километров дороги, чтобы рассказать о своих проблемах и послушать мнение об их пьесах.

В тематике фестиваля преобладали мифы и ремейки, биографии исторических личностей. И ни одной истории о жизни современных белорусов. Впрочем, одна под названием «Этюды любви» все же была, но привез ее русский театр из Смоленска.

По статистике, имеющейся в Министерстве культуры, белорусские пьесы составляют одну треть репертуара всех театров, однако их практически невозможно прочесть. Хорошо, если автор имеет возможность выпускать сборники произведений за свой счет, но чаще всего пьесы не напечатаны. Когда же режиссер ставит по ним спектакль, он неизбежно выходит на первый план, закрывая своей фантазией драматурга. Остается только гадать, режиссер улучшил, усовершенствовал, укрупнил или, наоборот, испортил литературный материал. Спектакль, как здание, фундамент которого — драматургия. А дальше режиссер по своей прихоти выстраивает этажи. У одних крепкий трех­этажный замок. У других — уходящая в небо высотка. У третьих — скромный скворечник в конце огорода.

Если театр отвергнет драматурга, за него никто не похлопочет. Авторы есть, но их мало кто знает. В стране нет литературных агентов, достойной рекламы, не издаются тексты пьес. Это обстоятельство создает слож­ные взаимоотношения с театрами. Белорусский драматург — как кот в мешке. Театру нужен успех. На неизвестного автора и неизвестную пьесу может никто не прийти. И тогда прощай театральный план. Можно не мечтать о премиях.

Заложником подобной ситуации является Республиканский театр белорусской драматургии. Он дает дорогу молодым, экспериментирующим, но вынужден разбавлять репертуар кассовыми спектаклями. РТБД во время фестиваля силами своих актеров устроил читки двух новых пьес и этим открыл двух новых способных авторов. Кстати, это были современные пьесы с болевыми высказываниями, что можно считать одной из принципиальных удач фестиваля в Бобруйске.

Второй положительный итог театрального праздника — обещание руководства области издать научный сборник с анализом, итогами, выводами, сделанными на IV фестивале национальной драматургии.

В рамках фестиваля было много интересных мероприятий и экскурсий. Была душевная атмосфера знакомств, бесед, заключения творческих контактов на будущее. Жаль, что не участвовали в этом драматурги.

Хочется верить в то, что драматургические цеха общественных творческих союзов когда-нибудь оживут, перестанут быть музейными реликвиями и займутся исследованием реальности. Заключительным аккордом бобруйского фэста стала уверенность в том, что такой театральный проект необходим. Ему жить, взрослеть и процветать, осмысливая место театра в потоке времени.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter