Минск
+4 oC
USD: 2.12
EUR: 2.35

Театр имени М. Горького предложил зрителям новое прочтение пьесы «Дачники»

Драма на свежем воздухе

Произведения русского и советского классика Максима Горького нечасто появляются на современной театральной сцене. Между тем ни один серьезный режиссер мимо них пройти не может. Слишком они многослойны и заманчивы. Мятущиеся души героев привлекают, есть что трактовать и интерпретировать. К нему обращались Георгий Товстоногов и Олег Ефремов, Сергей Соловьев и Глеб Панфилов. Есть своя «горьковская традиция» в Беларуси: Борис Эрин, Николай Пинигин, Модест Абрамов, Игорь Казаков… Яркие страницы вписала в нее и режиссер Валентина Еренькова. На днях в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького состоялась премьера ее нового спектакля по одной из самых известных пьес Горького — «Дачники». (В кино ее экранизировал Сергей Урсуляк под названием «Летние люди».) «Драму, в которой никто не умер», как обозначен жанр в программке, сыграли максимально горько и вдохновенно, не боясь выглядеть смешными и чудаковатыми. 

ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ТЕАТРА ИМ. М. ГОРЬКОГО.
 
Не может не вызывать уважения, как Валентина Григорьевна бесстрашно бросается в сложный омут горьковской драматургии, который не каждому режиссеру по зубам. На сцене — свой отдельный мир, законы и нравы которого постигаешь не сразу. Тут своя эстетика и темп. Зритель видит новые неожиданные актерские работы Сергея Чекереса, Александра Ждановича, Анастасии Шпаковской, Ивана Стрельцова, Сергея Юревича и других артистов. И здесь нельзя отсидеться и отмолчаться, выехать на прежних приемах — каждый исполнитель должен тратиться и раскрываться с новой, неожиданной стороны. Сама режиссер считает пьесу крайне современной и не боится, если кому‑то нынешнее прочтение покажется чересчур экстравагантным. Некоторые персонажи «Дачников» одержимы своими увлечениями и сердечными привязанностями настолько страстно, что порой это выглядит гротескно. Тут не стесняются выражать свои чувства и действовать. Свежий дачный воздух ударяет в голову не хуже шампанского. В оформлении Аллы Сорокиной — неуютные доски и щели, от этого — постоянные сквозняки. В костюмах Татьяны Лисовенко слишком разные человеческие индивидуальности намеренно не складываются в единый хор. Каждый сам за себя, особенно героини. Музыка Алексея Еренькова то безмятежна, то тревожна. 

На нынешних премьерных «Дачниках» лежит сознательный легкий отблеск прежних «Чудаков» — пьесы Горького, к которой тоже когда‑то обращалась режиссер. Персонажи по ходу действия репетируют ее, это такой привет Ереньковой самой себе. 

«Дачники» — рискованный спектакль для любого репертуарного театра, потому что результат, по большому счету, непредсказуем: примет сегодняшний зритель горьковских героев или нет? Потому главная интрига на этом показе — реакция публики. «С жиру бесятся!» — восклицает рядом сидящий зритель. Может, и так… «Дачники» — пьеса и пронзительная, и серьезная. В ней, как и в любой другой хорошей классической пьесе, много болезненных попаданий в наше время, своих болевых точек. Но смотреть нужно не только глазами, необходимо слушать, работать по мысли режиссера вместе с артистами. Слишком сложная структура текста, где нет ни одной лишней детали. От такого театра зритель отвык. «Все мы люди сложные», — неоднократно, как мантру, повторяет один из героев. И пусть кому‑то эта сложность не идет, легче от этого не становится. Простых знаков и привычных схем нет, все надо разгадывать и трактовать. В центре внимания — природа человека, а она неизменна и непознаваема. Энергия в замкнутом пространстве приводит к неприятию и эмоциональному взрыву. Как и в другой дачной истории — «Неоконченной пьесе для механического пианино» в какой‑то момент персонажи начнут говорить на повышенных тонах. Каждый отстаивает свои ценности, свое место под дачным солнцем, право на свои шесть соток. «Говорите! Нам интересно!» — хочется крикнуть в зал. Еще одно мгновение, и, кажется, мы разгадаем загадочный горьковский санскрит. 

Добрый зритель в 9‑м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...