Разговоры о массовой потасовке в деревне Дребск под Лунинцем, которая произошла в конце мая, до сих пор не сходят с уст жителей района. Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту ЧП. Подозреваются 12 участников потасовки. Новых официальных данных пока нет, хотя местные выдвигают разные версии причин случившегося.
Сила бессилия
Разборки в стиле 90-х не ушли в прошлое и распространились в глубинке, причем молодежь, как правило, зачинающая кулачное самоуправство, стала намного безжалостнее, чем 20—30 лет назад. Стоит вспомнить недавнее побоище в Слуцке, где после вот такого выяснения отношений трое подростков оказались в больнице. Почему в маленькой стране, где, казалось бы, никому особо делить нечего, по-прежнему появляются микрогруппы, бросающие вызов обществу, решая проблемы пещерным методом стенка на стенку? Пробую разобраться.
Для начала отправляюсь в Дребск. Небольшая деревенька встречает тишиной. В будний день на улицах немноголюдно. Здешние края славятся ягодными плантациями. Совсем рядом — деревня Дворец, клубничная столица Беларуси. Так что даже те, кто не работает в это время на предприятиях, трудятся в огородах. О драке говорят с настороженностью. Сельчане, разумеется, на стороне своих. Сразу после происшествия Жанна Дмитриевна, мать одного из пострадавших, делилась с прессой подробностями.
Ее сын, Иван, приехал сюда из столицы с двумя друзьями. После потасовки у него была разбита голова. Говорилось о 18 приезжих из Лунинца “постоять за своих”, которых как раз обидели местные. Мать одного из городских парней, вызвавших “подкрепление” после столкновения с жителями Дребска, напротив, винит сельчан, которые первые набросились на лунинчан, отдыхавших в деревне.
Пробую восстановить картину с председателем Городокского сельисполкома Иваном Зубко, в чьем ведении находится и Дребск. Подъезжаем к дому, где отдыхала компания из Лунинца. Иван Зубко показывает на ветхую хату:
— Это дом прабабушки одного из лунинчан. Сейчас он принадлежит его дяде. Тот работает в Москве. Ребята приехали сюда на шашлыки. Мимо шли сельские девчата на день рождения в компанию из Дребска, которая отдыхала на речке Цна. Приезжие им говорят, мол, давайте к нам. Видимо, как-то не так сказали, что-то девушкам не понравилось. Они пошли на речку и местным про этот инцидент рассказали.
Дальше по классике. Сельчане пришли в дом к приезжим и стали доказывать им их неправоту. А те, в свою очередь, воспользовались опцией “звонок другу”. Дальше в Дребск с “подкреплением” выдвинулся бус и (по разным источникам) от одной до пяти легковушек. Официальный представитель УСК по Брестской области Дмитрий Иванюк подтвердил: биты и арматура в истории фигурировали.
На место происшествия Иван Зубко приехал на следующий день. Говорит, на поляне у беседки, где происходила драка, никаких следов не было. Местные подтверждают, мол, родители лунинецких уже были тут ночью, убирая все вплоть до окурков.
И — самое страшное. В обед, на следующий день, в нескольких метрах от места драки, был найден труп одного из отдыхавших в компании из Дребска. 32-летний россиянин, моряк, приехавший сюда из Мурманска, умер при обстоятельствах, которые сейчас также выясняются. Иван Зубко, показывая заросли, где нашли труп, говорит, что покойный тоже был из этих мест:
— Пришел на речку с братом именинника. В деревне до сих пор живет его мать. В свое время он уехал в Россию, в мореходку. А не так давно развелся и решил вернуться в родные края.
По предварительной информации, видимых признаков насильственной смерти нет. Но последнее слово будет за экспертами. Видимый признак насильственной смерти — это нож в спине. А умереть можно, как известно, и от тупого удара, после чего через какое-то время наступает смертельный отек.
О подозреваемых фигурантах информации пока нет. Только намеки в приватных разговорах о влиятельных родителях, которые теперь будут пытаться выгораживать своих детей. К слову, нападавшие были младше дребских. Двеннадцати подозреваемым по 18—20 с лишним лет. Сначала их задержали, сейчас они уже не находятся под стражей. Уголовное дело возбуждено не в отношении тех, кто бил, а по факту происшествия. Дмитрий Иванюк подчеркивает:
— Следствие устанавливает обстоятельства произошедшего. Действиям этих лиц будет дана юридическая оценка.
Другое дело, что в массовых драках очень сложно восстановить события и определить степень ответственности каждого фигуранта. Так что всем неравнодушным к этой истории стоит набраться терпения и, вероятно, воздержаться от скороспелых комментариев в сети.
Рукопашные беседы
Все случившееся для сельских жителей — шок. Иван Зубко говорит, что ничего подобного не помнит, хотя у этой деревни в свое время была дурная слава:
— Я думаю, большая толпа лунинецких собралась потому, что они ехали именно в Дребск. Лет сорок—пятьдесят назад тут сидел в тюрьме чуть ли не каждый второй. Но теперь выросло совсем другое поколение. Раньше да, соседние деревни стенка на стенку дрались. А теперь все дружат между собой. Знают друг друга с детства. Наши пострадавшие в возрасте около 30—35 лет. Наверное, теперь городским нужны приключения. Ехали, думая с бандитами разбираться, а тут тихая компания. Чего было их “валить”? Может, эффект толпы...
С поляны у реки Цна баталии переместились в интернет. На страницах изданий, где есть возможность оставлять комментарии, агрессии, пожалуй, не меньше, чем у участников потасовки. Еще до окончательных выводов следствия читатели разделились на сторонников городских и сочувствующих дребским.
В такой же манере обсуждают и другую драку, в Слуцке. Напомним, 10 марта трое подростков одной из окрестных деревень попали под раздачу городских. Все началось с того, что один из слуцких ребят надоедал сельской школьнице сообщениями в соцсетях и телефонными звонками. Она обратилась к 15-летнему соседу с просьбой поговорить с назойливым молодым человеком. Тот, как говорит молодежь, “забил стрелку” в один из дней, когда выбрался в Слуцк со своими братьями.
Беседа должна была проходить в формате тет-а-тет, но что-то пошло не так. В итоге в сети появилось видео, где троих братьев лупят трое из компании надоедливого “ухажера”, причем в окружении толпы других юношей. Все закончилось избиением сельских школьников и больницей. Родственники пострадавших обратились в милицию. Замечу, после случившегося. Причем в одном из интервью сестра побитого парня говорила, что те не сразу согласились дать показания.
Могу предположить, у подростков с обеих сторон не было заложено понимания того, что спор можно решить цивилизованным путем. Без мордобоя, который, как ни странно, до сих пор — в порядке вещей. Недаром видео слуцкой драки собрало множество лайков. И это стереотип мышления, который формируется с детства не без поддержки взрослых.
Кто ответит за “ботаников”?
Не так давно я побывал на профилактической беседе в ИДН Столинского района. Участковый инспектор Сергей Симончик разговаривал с юным горожанином, пришедшим с друзьями на очередную массовую разборку, которая намечалась в местном парке. Серьезной драки удалось избежать. Вовремя подоспела милиция. К разговору со школьником подключился отец молодого человека:
— Наша система воспитывает “ботаников”. Хотят, чтобы ребенок никуда не ходил, сидел дома в интернете. В чем он нарушил закон? В том, что поехал с друзьями и там толпа оказалась?
— Вопрос: с какой целью он туда поехал? — интересуется милиционер.
— Давайте чисто по-мужски. Вашего друга побили — вы не поедете? Или детям надо говорить: когда бьют друга — иди домой? Там, с другой стороны, были отпетые хлопцы... В мои годы они получали бы на дискотеке по соплям. И как мне сейчас прикажете сына воспитывать?
— В каждой семье есть традиции и устои. Я не имею права давать вам советы. Все написано в классической литературе...
А вот другая драка. Уже в Малоритском районе. В общежитии схлестнулись двое учащихся местного профлицея: Дима и Леша. Первый оскорбил девушку второго. Тот за нее вступился. По словам Димы, пришел с группой поддержки из 10 человек. Леша, боксер, со слов пострадавшего, вылетел из толпы и пустил в ход кулаки. Алексей не отрицает:
— Он грубо обозвал мою подругу. Я пришел к нему, начал бить первым. Тот не сопротивлялся. Только прикрываться стал. Нанес ему шесть ударов и ушел... В группе пацаны на моей стороне.
Шесть ударов от боксера. Тому, кто только защищается... Явно перебор. Но даже педагоги лицея, как мне показалось, сильно потерпевшему не сочувствуют. Приводят характеристику Димы: неуравновешен, пропускает занятия. А вот у Леши обостренное чувство справедливости, трудолюбивый, добрый, внимательный, без уважительной причины занятия не пропускает. И потом добавляют: правильно все парень сделал. По-мужски вступился за девушку.
Большинство подобных историй начинается с мелочей. Оскорбил девушку, не разминулся и столкнулся плечом к плечу в стенах поликлиники. Казалось бы, извинились и помирились. Так, как это сделали бы друзья или родственники, оказавшись в подобной ситуации. А вот не знакомые друг другу молодые люди начинают собирать “войско”, подтягивая силы из своего микрорайона, деревни, школы или секции.
Например, на видео в Слуцке парни, бившие сельских ребят, одеты в околофутбольную спортивную форму. Не исключаю, что за своего “вписались” фанаты. Хотя драки между представителями футбольных и других спортивных группировок уже давно никого не удивляют. Вот только в апреле в Лунинце болельщики “Белшины” попытались показать бойцовский характер, но благодаря милиции быстро угомонились.
Часть сообществ уже прочно прописалась в интернете. Участковый инспектор ИДН Ленинского РОВД Бреста Алла Деркач говорит, что в молодежной среде в соцсетях есть даже полукриминальные группы. Сбор товарищей на “стрелку” также происходит, как говорится, в два клика:
— Один задел другого. Тот выкладывает уже в существующей группе призыв о поддержке. В итоге собираются две толпы. За одним может стоять 80 человек, за другим — 10. Причем не факт, что все будут драться. Кто-то может просто прийти поглазеть, поснимать происходящее на телефон...
Когда речь заходит о молодежных разборках, часто слышу, мол, ничего страшного. Раньше похлеще дрались. Целыми деревнями друг другу носы разбивали и сор не выносили, а сейчас из-за каждой шишки с заявлением в милицию бегут. Что ж, когда-то и в окна смотрели через слюду, а раны лечили не йодом, а подорожником. Времена, как ни крути, меняются. И всем, кто ностальгирует по лихому прошлому, хочется напомнить о сотнях раненых и погибших в глупых массовых драках от случайного удара арматурой, битой, “розочкой” от битых бутылок. А также не стоит забывать об искалеченных судьбах тех, кто получил реальные сроки за причинение тяжких телесных повреждений или убийство по неосторожности.
КОМПЕТЕНТНО
Игорь Фурманов, заведующий кафедрой психологии Белорусского государственного университета
— Массовые драки происходят всюду. Может быть, менее резонансные. Так выясняли отношения всегда. Вспоминаю свое детство. Я жил в Востоке-1, мы дрались с Востоком-2. Когда на нас наехал Сельхозпоселок, мы объединились, взяли солдатские ремни, велосипедные цепи и пошли туда выяснять отношения. Мы их побили, потому что нас было больше, а потом они собрались и побили нас по отдельности.
А вот другой случай. Я участвовал в программе социально-психологической помощи регионам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС. Тогда было принято решение переселять из загрязненных территорий. Так вот, в одном нашем городе в соседних домах компактно расселили приехавших из Ветки и Хойников. И их жители выходили на пустырь с цепями, камнями и палками и дрались, устанавливая главенство в районе.
То есть в любой ситуации надо понимать, что драка — это результат. А в основе ее всегда лежит мотивация: борьба за территорию, стремление продемонстрировать свою силу и значимость. И здесь совершенно неважно, какая группа. Что выясняют фанаты “Спартака” с “Динамо”? Футбол — повод объединиться и проявить мотивацию к власти, доминированию, которая лежит в основе расовой, религиозной, политической и любой другой борьбы.
Есть такое устойчивое выражение “люди — существа социальные”. Но прежде всего биологические. Некоторые вещи срабатывают на биологическом уровне. Как человек отмечает свою территорию? Ставит забор. И тот, кто заходит за ограду, воспринимается как агрессор. Срабатывает защитная агрессия. У другого на биологическом уровне, наоборот, потребность в расширении территории. Откуда начинаются войны?
Это универсальные законы психологии для любого сообщества. Взять ту же драку в Дребске. Родная деревня для сельчан — это и есть Родина. Если хотите, микрогосударство со своими границами. И тут приехали городские, вторглись на чужую территорию и начали навязывать свои устои жизни. Сработал феномен оборонительной агрессии. Сельчане пошли в защиту, но приезжие их побили.
То есть в основе всего этого — биологический механизм подавления. Но его можно контролировать. В первую очередь формировать в обществе культуру толерантности. Это в психологии называется “влияние большинства на меньшинство”. Когда каких-то людей больше, у них появляется стремление противоположное меньшинство уничтожить или подчинить себе. А у нас в истории долгое время не развивалась индивидуальность, а, наоборот, культивировался коллективизм. В итоге пошел такой перекос.
Удар ниже морали
Беседа с Геннадием Войтовичем, начальником управления охраны правопорядка и профилактики УВД Брестского облисполкома.
— Почему молодежь по-прежнему порой предпочитает кулаки цивилизованным вариантам решения конфликтов?
— Раньше таких разборок было больше. Сейчас другое реагирование. Все зависит от индивидуальных качеств фигурантов таких дел: деструктивность, одиозность, асоциальное поведение.
— Если бы те, кто направлялся в тот же Дребск, знали, что за массовую драку будет неизбежное жесткое наказание, возможно, не поехали бы?
— Не все зависит от МВД. В частности, вопросы квалификации, применения ареста по ряду статей. Ужесточение наказания — не панацея, но, конечно, на криминогенную ситуацию влияет.
— Но сегодня, наоборот, разрешили нецензурную брань в общественных местах...
— Нецензурная брань теперь не будет квалифицироваться как мелкое хулиганство. Раньше за это люди задерживались и привлекались к ответственности. На мой взгляд, чем больше вседозволенности, распущенности в обществе, тем сильнее моральный и нравственный нигилизм.
— В чем корень этой проблемы?
— В моральных ценностях обывателя. На силу отвечать силой, на несправедливость — несправедливостью. Око за око. А агрессия культивируется внешней средой. По телевизору, в интернете очень много насилия. И к нему привыкают с детства. В том, что личность с малых лет должна формироваться нравственно и духовно, должно быть заинтересовано все общество. Сейчас уже понимание этого вопроса есть. Отсюда и ежегодное снижение таких преступлений. Но останавливаться нельзя.
mityakov@sb.by
Разборки в стиле 90-х не ушли в прошлое и распространились в глубинке
Драку не заказывали
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.