«Драгоценные» металлы

Самый ликвидный металл сегодня  железо. Цена золота и платины на мировых рынках скачет вверх-вниз, а на металлопрокат стабильно поднимается. За первый квартал продукция металлообработки прибавила по разным позициям на 20—40%

Самый ликвидный металл сегодня  железо. Цена золота и платины на мировых рынках скачет вверх-вниз, а на металлопрокат стабильно поднимается. За первый квартал продукция металлообработки прибавила по разным позициям на 20—40%. Еще в январе российская тонна стальной балки стоила 800—1000 долларов. Сейчас не меньше 1500—1600. Такая конъюнктура цен на металл серьезно повлияла на экономику белорусских производителей строительных металлоконструкций. Рост себестоимости продукции поставил их в невыгодное положение относительно российских конкурентов. Последних уже с трудом удается обойти не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

Акции российских сталелитейных компаний, корпораций с начала года начали расти. На фоне глобального «металлического» подорожания положительная рентабельность появилась даже у безнадежно убыточных заводов. Правда, стратегические инвесторы по-прежнему не торопятся вкладывать в них средства. Аналитики пока затрудняются до конца объяснить причины столь стремительных метаморфоз на рынке. Факторов много, но какие из них превалирующие?.. 

Скачок цен в 2005 году был понятен. Тогда Китай официально признали хозяином будущих Олимпийских игр, в стране развернулось бурное строительство, в результате которого в регионе неожиданно образовался  дефицит металла в 20 миллионов тонн. Рынок тут же отреагировал повышением цен. По каким причинам металл пошел в рост в этом году? Конечно, частично ситуацию можно объяснить подорожанием энергоносителей. Кроме того, постоянно растет спрос на металлопрокат, а производство стали фактически «топчется» на месте, не поспевая за динамикой потребления. Основные инвестиции текут в металлообработку. Сталелитейные участки, требующие более глобальных вложений, большинство крупных российских предприятий не модернизировали, а потому производительность доменных печей с 70-х годов если и возросла, то незначительно. 

Сказался и фактор роста экспортного потенциала российской стали. В прошлом году упали объемы производства металла в Америке, и США увеличили квоты для российских производителей. Наращивают потребление металлоконструкций и южноазиатские «экономические тигры». 

Рассуждать можно долго, но факт остается фактом: с 2005 года металл подорожал более чем в 2 раза. А в себестоимости строительных металлоконструкций сырьевая составляющая занимает около 60 %. По идее резонно поднять цены и на конечную продукцию на 15—20 %, чтобы компенсировать издержки. Но тогда можно потерять рынки сбыта. 

В Беларуси выпускают металлоконструкции несколько достаточно крупных предприятий. Есть и высокотехнологичные производства, оснащенные современными немецкими и итальянскими станками с программным обеспечением. Говорят, оборудование такого класса не на каждом европейском предприятии встретишь. Но, учитывая отсутствие собственной сырьевой базы, конкурировать и на внутреннем, и на внешнем рынке белорусы могут только за счет инноваций, повышая качество продукции, одновременно минимизируя издержки. Именно благодаря освоению новых перспективных видов продукции наши предприятия смогли занять нишу на российском рынке металлоконструкций. Главное теперь удержаться. Ведь у некоторых производителей экспорт составляет до 70—80 % объемов производства. Конкуренция обостряется. Скажем, лет десять назад единственным производителем сэндвич-панелей на территории СНГ было белорусское ИП «Изобудпромстрой». Сегодня такие  изделия выпускают около 130 предприятий. Конкуренция обостряется, и ценовой фактор приобретает все большее значение. 

Нашим производителям непросто в создавшихся экономических условиях удерживать его в конкурентоспособных рамках. Много предприятий аналогичного профиля появляется в России. Причем российским конкурентам за счет близости сырьевой базы удается значительно минимизировать издержки. Передовым белорусским производителям металлоконструкций пока удается сдерживать рост цен на свою продукцию за счет современного оборудования и инновационных методов организации технологического процесса. Крупным заказам в большинстве случаев предшествуют тендеры, их удается выигрывать за счет качества, а также относительно невысоких цен. Но специалисты отмечают: при одной и той же конечной стоимости продукции, которая заложена в тендерных предложениях, рентабельность у российских производителей составляет 20—25 %, а у белорусских — 7—8 %. При таких показателях отечественным предприятиям в лучшем случае удастся просто удержаться на плаву. Но средств на развитие при такой прибыльности попросту не остается. Сегодня удается занимать нишу на соседних рынках во многом благодаря качеству металлоконструкций, но если не совершенствовать технологию, то и это преимущество может исчезнуть уже через  год-два. 

Имеется и еще один фактор, который негативно влияет на отечественную металлообработку, особенно на фоне удорожания сырья и энергоносителей. В прошлом году для всех предприятий этого профиля, независимо от формы собственности, ввели обязательные отчисления в инновационный фонд. Вместе с оборотными налогами это составляет около 6 % от балансовой выручки. По утверждениям экспертов, эти налоги «съедают» около 20 % рентабельности. Это было терпимо при более-менее стабильных ценах на металлопрокат, но сейчас компенсировать потери весьма проблематично. У многих производителей возникают опасения, что из-за сложной финансовой ситуации могут пострадать позиции белорусских строительных металлоконструкций на российском рынке. А это значительная часть сбыта. 

— Россия — самый перспективный рынок по ряду объективных причин, — говорит генеральный директор ИП «Изобудпромстрой» Игорь Черный. — В России белорусская продукция имеет положительный имидж благодаря своему качеству. Наладить сбыт металлоконструкций в другие регионы в таких объемах мы не имеем возможности по объективным причинам. В Южно-азиатском регионе доминируют китайские производители, которые защищают свой рынок. Китайцы готовы в больших количествах приобретать металлические заготовки, но не готовую продукцию: защищают своего производителя. Много крупных металлургических предприятий строится на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Войти на эти рынки иностранцам возможно только в рамках государственных программ. 

Впрочем, помимо европейских, есть весьма перспективные рынки в странах СНГ. Так, например, одно из направлений экспорта металлоконструкций — Казахстан. Местные производители там выпускают металлоконструкции, но они получаются дороже белорусских. Технологии же жилищного строительства на базе металлоконструкций в Казахстане были разработаны еще в конце 70-х годов прошлого века и до сих пор являются реальной альтернативой традиционному крупнопанельному домостроению (КПД). По словам заместителя директора производственно-технического департамента Объединенной строительной корпорации (одна из крупнейших строительных компаний Казахстана) Геннадия Попова, жилье с использованием металлоконструкций обходится сегодня на 20—30 процентов дешевле, чем традиционное КПД. Белорусским строителям, несомненно, стоило бы изучить этот опыт для удешевления жилищного строительства за счет современных технологий. 

Комментируя ситуацию с ценами на металлоконструкции, Геннадий Попов отметил: «Белорусские металлоконструкции при высоком уровне качества были в 2006 г. дешевле на 200 и более долларов за тонну, чем продукция местных производителей, что делает выгодным поставки из Беларуси даже с учетом транспортных расходов». При этом собеседник «Р» подчеркнул, что даже с учетом текущей тенденции к удорожанию металлоконструкций импорт их из Беларуси остается по-прежнему выгодным для казахстанской стороны. 

Еще не так давно белорусы активно поставляли свою продукцию на прибалтийский рынок. Но экспорт в эти страны после их вступления в ЕС резко сократился. Литовские и латвийские компании получили от европейских банков кредиты. Даже если они не связанные, то финансисты все равно советуют приобретать стройматериалы у европейских производителей. Это не значит, что прибалтийский рынок закрылся окончательно, но чтобы на него проникнуть теперь, необходимо приложить дополнительные усилия. 

Словом, белорусским производителям металлоконструкций приходится нелегко. На внутренний рынок активно проникают соседи. Например, активизировались украинские поставщики. В некоторых случаях они предлагают более низкие цены. 

— Еще не так давно «зацепиться» за белорусский рынок было достаточно сложно, — констатирует коммерческий директор луганской компании «Автоклапан» Руслан Степкин. — Теперь некоторые потребители в вашей стране сами предлагают нам участвовать в тендерах. 

Конечно, так или иначе наши строители без металлоконструкций не останутся. Другое дело, что в создавшихся экономических условиях ждет отечественную металлообрабатывающую отрасль. Пока прогнозы достаточно тревожные: проблемы на внешнем рынке способны снизить экономические позиции отечественных предприятий. Несомненно, белорусским металлообработчикам сегодня, как никогда, хотя бы на некоторое время необходимы налоговые «каникулы». По крайней мере пока не стабилизируются цены на сырье. 

Кстати, металлоконструкции используются для возведения промышленных и общественных объектов, офисных зданий. Особая привлекательность такой технологии — издержки, они в 1,5—2 раза ниже по сравнению с энергоемким железобетоном. А «металлические» здания отличаются повышенной прочностью. 

Пока в Беларуси не так часто используются в строительстве каркасные технологии. Но, по прогнозам специалистов, количество таких сооружений в республике будет с каждым годом увеличиваться. А значит, необходимо стимулировать развитие отечественного сегмента металлообработки.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter