Драгоценная Глухомань.

Преобразования Припятского Полесья не должны навредить его уникальным природным комплексам.

Преобразования Припятского Полесья не должны навредить его уникальным природным комплексам.

Припятское Полесье по праву можно считать самым привлекательным и неизведанным местом на карте нашей страны. С незапамятных времен Припять питала этот край жизненными соками, а избыточная влага делала его недоступным и почти непригодным для жизни человека. В таких условиях накапливался потенциал, которым сегодня славится Полесье. Интерес к этому уникальному природному уголку проявляют не только биологи, но и краеведы, лингвисты, аграрии, представители туриндустрии. Полесье может и должно приносить большую пользу государству и человеку, об этом не раз говорилось на высоком уровне. Задействовать потенциал уникального региона призвана Государственная программа социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010—2015 годы, утвержденная недавно Президентом страны. О том, как поднять экономику этого региона и не нарушить его природную уникальность, мы беседуем с одним из разработчиков программы, главным научным сотрудником Института природопользования Национальной академии наук Беларуси академиком Иваном ЛИШТВАНОМ.

— Иван Иванович, что сегодня представляет собой Припятское Полесье?
— Ценность Полесья по-настоящему многогранна. Особенность края — в обилии заболоченных и переувлажненных земель, большом количестве различного рода рек, ручьев, озер, дубрав, узколиственных лесов... Это огромная территория —
6,1 миллиона гектаров из более 20 миллионов общей площади страны. Реки и болота здесь беспрерывно чередуются с суходолами. Отсюда и необычайное многообразие животного и растительного мира. Многие виды занесены в Красную книгу Беларуси.
Регион богат полезными ископаемыми — здесь имеются бурые угли и горючие сланцы, торф и сапропели, каменная и калийные соли, минеральные и термальные воды, различные виды строительных материалов. Уникально Полесье и в этнокультурном отношении. Даже говор у полешуков особый.
В свое время рассматривалась идея о выделении какой-то
особой этнической группы на Полесье.

— Нет ли у вас опасений, что активная хозяйственная деятельность человека может поменять весь уклад жизни региона?
— За сохранение Полесья в первозданном виде выступают те, кто имеет возможность пользоваться всеми благами современной цивилизации. Жизнь в глубинке действительно экзотика, если приехать туда в качестве туриста на несколько дней. Но кто бы согласился жить в условиях полесской глуши постоянно? Я не знаю ни одного коренного полешука, который хотел бы вернуться к той жизни, которая здесь была до начала освоения этой территории еще в советское время. Переувлажненные земли и вечно сырая атмосфера служили постоянным источником различных заболеваний, включая малярию и туберкулез. Да и в целом социальный уровень населения был крайне низок.
Ситуацию необходимо менять. Жители полесской глубинки также хотят иметь всю необходимую для жизни инфраструктуру: дороги, магазины, школы, больницы, рабочие места... Точно также рассуждали и европейцы, когда в начале прошлого века начали осваивать свое Полесье. Сейчас в государствах Средней Европы на месте былых непроходимых болот — ухоженная территория с посевами, лесами, объектами туризма, природоохранными зонами.

— Каким вы видите Белорусское Полесье через пять лет?
— Программа развития Полесья очень масштабная и охватывает практически все сферы жизни региона. Основной уклон делается на восстановление и реконструкцию мелиоративных систем, внедрение инновационных технологий в сельском, лесном хозяйствах. Получат развитие отрасли экономики, социальная сфера.
Как я уже отмечал, в недрах Полесья залегают большие запасы природных ископаемых, и они тоже должны работать на экономику страны. Предстоит облагородить пойму Припяти. Она поросла кустарниками и стала непригодна для сенокоса, выращивания кормов или другого хозяйственного использования. Здесь можно не только добывать торф, но и заготавливать лозу для народных промыслов, выращивать голубику, клюкву, бруснику, заниматься пчеловодством. Есть большие возможности для развития скотоводства. Крупный рогатый скот в этих местах можно содержать под открытым небом круглый год. Еще в советское время предполагалось получать на Полесье до миллиона тонн мяса в год.
И самый важный вопрос — туризм. Предусмотрено строительство туристических комплексов, охотничьих и рыболовецких баз. Места здесь для развития туризма уникальные. Чего стоит, скажем, путешествие на катере от Пинска до Турова. Какое великолепие вокруг! Но из-за слаборазвитого сервиса эти красоты пока недоступны массовому туристу.

— Какое место в Программе занимают природоохранные мероприятия?
— Предусмотрена большая работа по повышению эффективности использования мелиорированных земель, предотвращению деградации земель и агроландшафтов, рациональному использованию водных ресурсов и сохранению их от истощения и загрязнения. На территории Полесья находятся ценнейший Национальный парк “Припятский” и 25 заказников. Под особой охраной — около 18,5 процента полесской территории. Программой предусматривается, что под охрану будут взяты новые уникальные участки. К примеру, это могут быть места гнездования редких птиц, ареалы обитания краснокнижников.
Около 1,5 миллиона гектаров Полесья осталось нетронутыми мелиорацией. Это огромная площадь, которая служит сохранению уникального животного и растительного мира.

— По какому принципу отбирались территории, включенные в Программу?
— Развитие получат семь районов Брестской и Гомельской областей, которые примыкают к реке Припять: Столинский, Пинский, Лунинецкий, Мозырский, Наровлянский, Петриковский, Житковичский. Значительную часть этой территории затронула мелиорация. Мы привыкли говорить о негативных ее последствиях, а положительные результаты, к сожалению, остаются в тени. Приведу лишь несколько фактов: после мелиорации Полесье давало до половины сельхозпродукции, производимой в Беларуси, были построены мощные фермы, животноводческие комплексы, дороги, школы, больницы, магазины...
Регион активно развивался. Сегодня бросить эту территорию на произвол судьбы нельзя ни с экономической, ни с экологической точки зрения. Без ухода земли превратятся в источник серьезных проблем для человека: эрозия почв, заросли кустарников, пожары. Продолжится сокращение численности местного населения. Вдохнуть в Припятское Полесье новую жизнь и сделать из него экономически преуспевающий регион — главная задача Государственной программы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter