О предвыборной гонке в США

Доживем до «супервторника»

Предвыборная гонка в США продолжается. На этой неделе состоялся так называемый «супервторник», когда в праймериз приняли участие 14 штатов. Это один из важных этапов на пути к итоговому съезду Демократической партии, который состоится летом и где будет наконец определен кандидат, которого партия выставит против Трампа. Для победы необходимо получить не менее 1911 голосов из 3979 делегатов.

112.ua

Итоги «супервторника» оказались достаточно неожиданными. Вопреки прогнозам и данным соцопросов, прочивших победу Берни Сандерсу, на первое место вырвался Джо Байден, еще недавно казавшийся аутсайдером и сбитым летчиком. Впрочем, говорить о переломе в ходе демократических праймериз преждевременно: разрыв между Байденом и Сандерсом невелик. Однако «супервторник», похоже, окончательно определил двух основных претендентов на роль кандидата от демократов, вокруг которых и будет закручиваться дальнейшая интрига.

Всего в седле к настоящему времени у Демократической партии осталось пять кандидатов: помимо Байдена и Сандерса, это миллиардер и бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, сенатор от Массачусетса Элизабет Уоррен, а также конгрессвумен Тулси Габбард. Накануне «супервторника» с дистанции сошли двое кандидатов: Пит Буттиджич, ставший «открытием» этих выборов и победителем первых праймериз и кокусов, и сенатор от Миннесоты Эми Клобушар. Оба они призвали своих сторонников голосовать за Байдена, что, очевидно, и стало важным фактором неожиданного успеха бывшего вице-президента.

Самоотвод Буттиджича и Клобушар может говорить о том, что верхушка Демократической партии после некоторых колебаний все же решила сделать окончательную ставку на Байдена, что требует консолидации партийного актива и избирателей вокруг него. Поэтому сход с дистанции миноритарных кандидатов и их агитация в пользу Байдена не удивительны. По сути в Демократической партии повторяется ситуация 2016 года, когда все силы также были брошены на то, чтобы «потопить» Сандерса. Тогда ставка была сделана на Хиллари Клинтон — достаточно одиозного политика с серьезными репутационными проблемами. Итогом стал ее проигрыш Трампу. 

Байден в этом плане представляется альтернативой ничуть не лучшей: политик в почтенном возрасте, нехаризматичный и косноязычный, со шлейфом коррупционного скандала за спиной. Повторение сценария 2016 года говорит о глубоком кризисе внутри Демократической партии. «Умеренное» крыло партии не имеет ни новых идей, ни популярных фигур, способных сплотить вокруг себя избирателей, и вынуждено довольствоваться престарелыми и изрядно запятнавшими себя «ветеранами». При этом в среде демократов кристаллизовалась внутренняя левая оппозиция, символом которой и стал Сандерс. То, что сенатору от Вермонта второй раз подряд удается выходить на праймериз и показывать более чем убедительный результат, говорит о том, что среди избирателей Демократической партии назрел серьезный запрос на перемены. Учитывая, что в американской двухпартийной системе именно демократы традиционно заигрывали с левыми настроениями, нет ничего удивительного, что в недрах этой партии в конечном счете вызрела радикальная по меркам США социалистическая альтернатива, точно так же, как радикально правой альтернативой стал Трамп у республиканцев. 

Если Сандерсу все же удастся преодолеть внутрипартийное сопротивление (ведь смог же его преодолеть Трамп четыре года назад), эти выборы могут превратиться в поистине захватывающее зрелище, битву двух «радикалов», правого и левого полюсов американского общества. Одновременно это будет означать и окончательное фиаско старого неолиберального глобалистского консенсуса, на котором держалась политическая система США последние десятилетия. На смену этому консенсусу идет дробление и фрагментация общества, свидетельствующая о том, что США больше не имеют целостного образа будущего и видения своего места в мире. 

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter