Актер Юрий Чернов — о том, как важно в жизни сесть в свой поезд и что такое счастье

Доживем до понедельника

На роль двоечника Сыромятникова в фильме «Доживем до понедельника» Юрия Чернова утвердили без проб.
КИНОСТУДИЯ ИМ. М. ГОРЬКОГО
Сыромятникову из легендарного фильма «Доживем до понедельника» исполнилось 73 года. Он по-прежнему полон сил, куража и желания работать. Откровенный монолог народного артиста России о смысле жизни и о судьбе.

Ну просто цирк

Я в детстве был шустрый и спортивный. Помню, как в пионерском лагере наш вожатый Николай Николаевич учил нас на пляже танцевать рок-н-ролл. Лагерь был на берегу Волги, на пляже песочек. Мы через голову, через спину кувыркались. Под музыку Элвиса Пресли. До сих пор как вспоминаю — мурашки по коже. Еще детство — это аромат сирени. Я ее до сих пор обожаю.

...Я поступал во все театральные училища Москвы. Но так получилось, что сосед по общежитию говорит мне: «Я в цирковое училище поступаю, пойдем подыграешь мне на гитаре».

Пошел с ним, подыграл ему какую-то там песню. Вдруг ко мне подходит маленькая женщина: «А ты, парень, будешь к нам поступать?» Это была бывшая цирковая артистка Антонина Парфентьевна Майхровская. Я объясняю: «Да я в ГИТИС, в Щепкинское собрался...» «Давай, неси документы. Ты похож на Олега Попова. Будешь у нас учиться», — говорит она мне. Вот так я стал студентом циркового училища.

Я по диплому эстрадный артист разговорного жанра. Наши выпускники — Гена Хазанов, Илья Клявер. А Жанна Бичевская и Юра Куклачев на курс младше меня учились.

«Не пей! Пропадешь...»

Так получилось, что уже на втором курсе я снялся в картине «Доживем до понедельника». Наутро после выхода фильма проснулся знаменитым. Меня стали звать на кинопробы, в училище это не нравилось, и меня гоняли как сидорову козу.

А мои друзья-однокурсники страшно мной гордились! Меня старшекурсники брали с собой в рестораны, в кафе. Потому что заходил, и все сразу: «О! Идите к нам...» И все наливали.

Не спился. Знаешь почему? Рядом с московским театром миниатюр был ресторан «Русалка». И мы ходили туда обмывать все удачи и неудачи. И однажды метрдотель этой «Русалки», взрослый такой мужик, подзывает меня и говорит: «Чернов, иди сюда. Ты хороший артист, не ходи сюда. Пропадешь». Думаю, он немало повидал, как спивались актеры. Его слова мне запали в душу, и я остановился. По сей день вспоминаю его благодарным словом.

...В чем код успеха картины «Доживем до понедельника»?

Во-первых, Станислав Иосифович Ростоцкий — блистательный режиссер. Было легко. На площадке не возникало ощущения, что кино снимают. Сразу со всеми ребятами подружились. Хотя они все были школьники, кроме Игоря Старыгина, меня и Ольги Остроумовой. Мы студенты, а все остальные ребята — школьники. Поэтому было очень легко. И, конечно, Вячеслав Васильевич Тихонов! Мы на него смотрели как на бога, и нам не надо было играть, что он наш любимый учитель. Он был наш любимый актер. Звезда!

Помню, после показа картины в Доме кино зал стоял. Мама моя целовала руку Вячеславу Васильевичу. Он был богом.

Народный артист России Юрий Чернов признается, что все еще не потерял вкуса к профессии и к жизни.
PHOTOXPRESS

Про Петруху и удачу

А если честно, код успеха — это тайна! Меня Владимир Мотыль утвердил на роль Петрухи в «Белом солнце пустыни». А я отказался. Если бы согласился — отчислили бы из училища. А я хотел учиться. Жалею ли я об этом? Как говорится, поезд ушел. Это был не мой поезд. Я же не остался на платформе. Не замер в ожидании, позовут меня или не позовут. Я работаю, снимаюсь, играю в театре. У меня берут интервью, приглашают на телевидение. Я получил звание народного артиста России за другие роли. Конечно, не жалею! Жизнь не имеет сослагательного наклонения.

По моему убеждению, из советского кино в день сегодняшний мы не взяли искренность и чистоту. Сегодня кино снимают уже другие люди, которые родились в другое время.

Актеры-фронтовики играли про войну правдиво до слез, до мурашек. Сегодняшние пацаны часто смотрятся ряжеными в военных фильмах. Вообще мне о сегодняшнем кино говорить трудно. Я его перестал смотреть. Телевизор тоже перестал смотреть, он стоит на даче, но не смотрю. Полюбил радио.

Не раз доводилось слышать, что актерская профессия не мужская. Дескать, артисту нужно всегда нравиться, а это не совсем мужская история. Не согласен! Сколько настоящих мужчин стали большими актерами. А кто будет играть мужские роли, если не мужики?

Ни одна женщина в мире не могла бы сыграть то, что сыграл Вячеслав Васильевич Тихонов в «Семнадцати мгновениях весны». Кто же будет играть Иванов Поддубных? Кто будет играть «В огне брода нет»? А кто еще так сыграет Бабу-ягу, как играл ее Георгий Францевич Милляр? Никто и никогда!

Знаешь, у меня раньше такой пунктик сидел, я постоянно себя недооценивал. Думал, а вот эти там... а я ничего...

А мне кто-то сказал: «Юра, да ты очень хороший артист, таких, как ты, нет. Ты на гармошке играешь, на балалайке играешь, на губной гармошке играешь. Ты поешь, ты танцуешь. Посмотри, какие у тебя разные роли...»

Где я правду беру? Не знаю. Сейчас я играю надзирателя Петропавловской крепости. Наши актеры говорят: «Юрий Николаевич, вы такой злой!» Не злой я, а просто разный.

Я так рад, что из меня не ушло состояние счастья, когда я стою на авансцене, а передо мной зрительный зал. Больше полувека стою и все не могу привыкнуть к этому чуду. В финале спектакля или концерта, когда гремят аплодисменты, у меня всегда слезы на глазах.

Я плачу. Господи, папа не видит, мама не видит, что я занимаюсь своим любимым делом и не зря живу на свете...

Моя Беларусь

Я снимался на «Беларусьфильме», была такая сказка «Андрей и злой чародей». Там играли Андрей Смоляков, Георгий Францевич Милляр, Миша Кононов. Я играл Водяного, Миша Кононов играл Лешего, а Георгий Францевич играл персонажа из белорусского фольклора. Такой Цмок, как Кощей Бессмертный. С теплом вспоминаю ту работу.

Для меня Беларусь — красивая, ухоженная страна. И, конечно, из Белоруссии всегда везли вкусную еду. Потому что там все было и есть натуральное. Если едешь в Белоруссию, значит, у тебя праздник. Красота, чистота, гостеприимство.

Удивительная штука — жизнь! Мне 73 года, а я больше трех дней не могу дома сидеть. Мне надо на сцену, в самолет, в поезд, к зрителям. Сейчас приеду, у меня подряд три спектакля. Это же хорошо. Моя жизнь — в динамике и в людях. В общении с ними. По-другому не могу.

Слава тебе, Господи, я счастливый человек. Многих моих друзей и коллег нет на свете, нет тех, кто был моложе меня. А я живу. Занимаюсь своим любимым делом. Еще выхожу на сцену. Зовут, приглашают. Дети и жена, слава Богу, живы, здоровы.

Понимаю, что рано или поздно наступит конец. Хочется что-то еще сделать. Хочется поиграть. Еще не сыграна какая-то важная роль. Еще не потерял вкуса к профессии и жизни.
В актерском деле главное — любовь. К сцене, к людям. Без любви в любом деле толку не будет, а в творчестве нелюбовь и «холодный нос» сразу видны.
Я принимаю жизнь такой, какой она сложилась. Допустим, я бы снялся в «Белом солнце пустыни», у меня бы все по-другому было бы. А как именно было бы, никто не знает. Коля Годовиков, который сыграл Петруху вместо меня, полжизни по тюрьмам проскитался, и нет его уже на белом свете.

А я все еще занимаюсь любимой профессией и востребован. Так что никто не знает, где прячется наше счастье. Живи свою жизнь честно и с любовью. Вот это главное.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Юрий Чернов родился в Куйбышеве (ныне Самара) в 1949 году. Выпускник Московского циркового училища, снялся более чем в 70 фильмах, среди которых «Деревенский детектив», «Иван Васильевич меняет профессию», «Цыган», «Юность Петра», «После ­дождичка в четверг». Народный артист России.

Александр Ярошенко

Yaroshenko68@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter