Артхаусная комедия «Дожить до премьеры» пополнила репертуар Нового драматического театра

Доживем до понедельника

В Новом драматическом театре прошла премьера спектакля «Дожить до премьеры» по пьесе драматурга Николая Рудковского в постановке главного режиссера театра Сергея Куликовского. Артхаусная комедия, как обозначен жанр истории, с одной стороны, приоткрывает завесу над самой театральной кухней, рассказывая о том, на какие жертвы порой могут идти актеры, чтобы проникнуть в тот или иной образ. Конечно, если они по-настоящему увлечены профессией. С другой, спектакль нешаблонно говорит нам о патриотизме. 

ФОТО АНЖЕЛИКИ ГРЕКОВИЧ.

Главные героини, молодые актрисы Вера и Катя, получив роли партизанок, решают и в своей повседневной жизни воссоздать атмосферу, близкую к военной. Они отказываются от благ цивилизации, дают клятву не посещать салоны красоты, солярии и ночные клубы, из косметики собираются использовать исключительно хозяйственное мыло. Девушки встают на путь полной аскезы. Особенно решительно настроена Вера (Надежда Анципович). Позже она даже обливает себя холодной водой и выходит мокрая на балкон, а мужу своему (Артем Пинчук) на ужин варит картошку в мундире. Но тот совершенно не готов к такому меню. Катя (Дарья Данцевич) — натура ведомая, внушаемая, но в то же время открытая и бескорыстная. Если Вера все время существует как бы на пределе эмоций, как оголенный нерв, Катин спящий гражданский темперамент прорвется наружу ближе к финалу. 

То, что начинается как парадокс, житейский анекдот, постепенно приобретает трагикомический оттенок… Тема возрождения человеческой памяти о войне и военных событиях звучит в спектакле с каждой сценой все отчетливее. Героини как будто заново познают вкус черного хлеба и пресной воды, радуются солнечному свету. Абсурдные ситуации оголяют мировоззрение героев, их гражданскую позицию и отношение к прошлому. Амплитуда повествования богата на эмоциональные оттенки. Откровенно комедийные гротесковые сцены вдруг сменяются неторопливыми, философскими рассуждениями, декорациями для которых становится зоопарк или современный супермаркет. Героини смело избавляются от всей бытовой и эмоциональной «шелухи», провоцируя тем самым многие недоразумения, повинуясь выбранной модели поведения. 

Все больше вопросов повисает в воздухе, и в финале страсти накаляются до прямого конфликта. Но героям все-таки предоставлен шанс переосмыслить себя, свою жизнь и нравственные ценности. То, как серьезно авторы спектакля относятся к выбранной теме, подчеркивается и тем, что в финале актеры поют песню Булата Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал», одну из самых пронзительных военных композиций. 

Для режиссера это не первое обращение к пьесе, были спектакли в театрах Витебска и Томска. Для минской премьеры внесены уточнения, дописаны некоторые картины, чтобы материал звучал еще актуальнее. Периодически с уст главных героинь слетают чеховские цитаты, тем самым режиссер словно бы указывает нам на то, что не приспособленные к жизни, романтические натуры Вера и Катя — в некотором смысле духовные наследницы чеховских героинь из «Трех сестер» и «Вишневого сада». Они задают слишком высокую эмоциональную планку существования. 

«Дожить до премьеры» — история возрождения человеческой памяти о Великой Отечественной войне и военных событиях, размышление о последствиях пробелов в патриотическом воспитании, о цене человеческого подвига. За всей эксцентрикой и абсурдом видны боль и неравнодушие. «Инфляция слов не может затмить сущность идеи», как говорилось в одном советском фильме, и эта фраза, наверное, применима и к этой истории.

Добрый зритель в 9-м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter