Дойти до ВТО

В начале нынешнего года многоточие в переговорах о присоединении нашей страны к Всемирной торговой организации (ВТО) сменилось запятой. Восьмое заседание Рабочей группы в Женеве завершилось предложением со стороны руководства организации активизировать этот процесс. Тогда же эксперты заговорили о том, что уже к концу 2017 года наша страна вполне может присоединиться к элитному торговому блоку. И все же членство в ВТО — не самоцель, а инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики. 

Иными словами, стратегия нашей страны на интеграцию в мировое экономическое пространство остается неизменной, но тактика на заключительном этапе присоединения к ВТО может значительно измениться. Каким образом? И надо ли педалировать этот процесс? Об этом — рассуждения наших экспертов.


Промедление недопустимо

Ярослав Романчук, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса

Всемирная торговая организация для мировой торговли — это как ООН для глобальной политики и обеспечение мира, как кооперация и сотрудничество в рамках СНГ. Членами ВТО являются 164 страны, которые формируют 98% мировой торговли. Еще 20 стран находятся в процессе вступления. Базовые принципы организации просты и понятны: свободная торговля, единые правила перемещения товаров и услуг, единый стандарт определения страны происхождения товаров, недопустимость дискриминационных мер, особый статус чувствительных товаров для каждого отдельного государства. Очевидно, что самое слабое место ВТО — это принуждение стран-членов к выполнению принятых на себя обязательств. Так это общая беда и проблема практически всех международных организаций. Маастрихтские критерии Евросоюза нарушили почти 80% членов ЕС. 

В ЕАЭС Беларусь и ее партнеры приняли обязательства обеспечить четыре свободы, то есть безбарьерное перемещение товаров, услуг, денег и рабочей силы. Обещать — не значит всё и сразу сделать. Поэтому представители стран находятся в режиме постоянного диалога. Активно работают Евразийская экономическая комиссия, суд, идет согласование позиций и достижение консенсуса. Так и в ВТО. Есть механизмы апелляции, подачи жалоб, порядок их рассмотрения. Он для всех один, для богатых и для бедных, для тех, кто в ВТО 40 лет и тех, кто вступил вчера.

Быть в ВТО — это признать важность и ценность диалога как способа согласования на международном уровне своих национальных интересов. Наша страна подала заявку на вступление в ВТО в 1993 году, но пока не прошла и половину пути к полноценному членству в этой организации. Между тем ВТО — это международная диалоговая площадка по проблемам внешней торговли. Такое отношение тем более расстраивает на фоне прекрасной инициативы официального Минска стать центром для мирных переговоров по урегулированию конфликта в Украине и “Хельсинки-2”. Если есть понимание и поддержка процесса увеличения уровня “мягкой силы” Беларуси как переговорной, дипломатической площадки в регионе, то логично было бы усиливать наши национальные позиции членством во всех значимых международных организациях.

ВТО, бесспорно, таковой является. Поэтому вопрос вступать или не вступать должен рассматриваться не только с позиции узкой повестки дня (тарифы, нетарифные ограничения, режим торговли чувствительными товарами, поддержка отечественных товаропроизводителей, конкуренция на внутреннем рынке иностранных производителей), но также в широком контексте увеличения “мягкой силы” нашей страны на международной арене, выполнения стратегической задачи диверсификации нашей экономики.

По данным ВТО, в 2016 году объем мирового экспорта составил 15,46 триллиона долларов. Доля экспорта наших товаров — 0,15 процента от мирового объема. Объем торговли коммерческими услугами в 2016-м был 4,77 триллиона долларов, при этом доля нашей страны — 0,14 процента. Обширный эмпирический материал о динамике экспорта в странах, которые вступили в ВТО, убедительно доказывает, что торговая интеграция способствует росту экспорта, позитивно влияет на рынок труда и привлечение инвестиций.

Для нас вступление в ВТО имеет еще большее значение в свете успешной реализации целого ряда внутренних инвестиционных проектов (Китайско-Белорусский “Великий камень”, “ИT-страна”, “БелБиоград”) — для обеспечения благоприятного режима торговли товарами и услугами из этих административно-правовых образований. Одно дело, когда “Великий Шелковый путь” упирается в границу Беларуси с Евросоюзом, другое — когда нормы и правила ВТО позволяют преодолевать ныне существующие барьеры и создавать новые возможности на рынке ЕС. Конкурентам будет сложнее лоббировать ограничения против таких лидеров белорусской экономики, как БМЗ, МТЗ, а также производителей продовольствия. Инвестиции в адаптацию нашего законодательства к нормам и стандартам ВТО — это долгосрочная инвестиция, которая с лихвой окупит себя при совокупной оценке материальной и нематериальной выгоды.

Время торговаться по-крупному

Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ

Можно сказать, что вопрос вступления в ВТО для нашей страны давно перезрел. Беларусь достаточно динамично развивается, становится все более высокотехнологичной, с передовым образованием и медициной. Наряду с предприятиями-стайерами выросли свои компании-спринтеры. Их гораздо больше, чем мы знаем, но многие еще по-настоящему не засветились. И, главное, страна добилась 100-процентной продовольственной независимости. Это нужно сберечь и приумножить.

Поэтому ситуация с вступлением в ВТО сегодня напоминает библейскую притчу о том, как последние стали первыми, а первые последними. После более чем 23 лет трудных переговоров и согласований тарифов, квот, пошлин и многого другого наша страна резко перешла из статуса “принимаемой” в ВТО в статус “крайне желательной”. Она, как стали говорить сотрудники штаб-квартиры ВТО, всегда была и является страной исторически и стратегически важной в Европе. Почему?

Возросший интерес к нам мирового бизнеса имеет три важнейшие причины. Первая — Беларусь является “окном” на пространство ЕАЭС с его 180-миллионным рынком потребителей. Вторая — стабильный имидж стабильного государства, отвечающего за свои обязательства перед зарубежными партнерами, это всегда дорогого стоило. Третья причина связана с превращением страны в мощный региональный центр производства и экспорта высокоинтеллектуальных услуг. Это Парк высоких технологий, индустриальный парк “Великий камень” и многие другие проекты, связанные с производством высокотехнологичных продуктов и услуг. По сути, мы все более становимся точкой притяжения интересов Запада и Востока в борьбе за освоение новых — еще не сложившихся, но очень перспективных — рынков будущей глобальной экономики знаний.

И эти новые реалии мы должны использовать, сполна выторговав самые выгодные условия членства в ВТО. Как говорится, ничего личного, только бизнес. То есть вести себя в вопросе присоединения к ВТО не как старая дева по принципу “лишь бы взяли”, а как желанная и капризная невеста: “что захочу, то и будет”. И мелочиться не нужно. Как в части сроков введения норм ВТО в различных отраслях, так и в части защиты национального производителя и сохранения рабочих мест. Тут все, как в шутке о женитьбе, “первые 
20 лет будет трудно, а потом привыкнем”. И здесь только доля шутки. Многие страны разочарованы в своих ожиданиях от членства в этой глобальной организации, в Москве коммунистами и вовсе инициирован процесс выхода России из “неравного брака”.

Всемирная торговая организация была создана в 1995 году и развивалась как модель глобализации, суть которой состоит в снятии всяческих барьеров для продвижения товаров транснациональных компаний на мировые рынки. В авангарде были развитые страны. К настоящему моменту модель глобализации резко меняется. В торговле наблюдаются самые низкие цены на товары за последние 50 лет и стремительный рост сферы услуг, особенно высокоинтеллектуальных. Как следствие, вперед вырываются национальные экономики, которые смогли оседлать набегающие одна за другой технологические волны. Примерами могут служить Ирландия, Сингапур, Дания, Южная Корея. Их система образования была переориентирована на подготовку сотен тысяч специалистов с необходимыми знаниями и навыками для работы в цифровом мире.

Поэтому не случайно требование Президента об активизации переговоров по ВТО совпало с его поручениями об ускоренном развитии информационных технологий и о преобразовании Беларуси в ИТ-страну. Именно здесь у нас появляется шанс “срезать угол” и сразу оказаться в авангарде инновационной революции, заняв достойное место на рынках высокотехнологичных товаров и услуг. Кроме компьютерных услуг, это искусственный интеллект, материаловедение, системы автоматического управления, биомедицина, технологии безопасности и многое другое, что у нас традиционно развивалось и имеет большой экспортный потенциал.

Рынки высокотехнологичных товаров и услуг растут ускоренными темпами и уже сегодня измеряются в триллионах долларов, тогда как объемы традиционных рынков, даже такого, как продовольствие, составляют разве что сотни миллиардов. Таковы особенности современной и будущей торговли знаниями и цифровой экономики, существенно изменяющими глобальную систему разделения труда. Поэтому на заключительном этапе присоединения нужно действовать особенно осторожно и сомасштабно грядущим изменениям, учитывая, что более 60 процентов эффективности выполнения любого договора зависит от правильности формулирования условий его выполнения — от наличия достаточного количества профессионально подготовленных кадров.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter