Дойти до предела

Могилевский «Днепр» словно спичечный кораблик, который запустили однажды в ручей да забыли забрать
«Контракт заканчивается, решит акционерное общество, что со мной делать. Я специально не выступаю с заявлением об уходе. Честно говоря, я хотел уйти в отставку, если бы мы вышли в высшую лигу. Задача выполнена — до свидания. А сегодня как я уйду? Я как спортсмен и футболист считаю, что задачу необходимо решить».


Владимир Геворкян, главный тренер могилевского «Днепра», кажется, не понимает, что ситуация в могилевском «Днепре» уже дошла до предела. Пусть бы команда просто не вышла в высшую лигу, но — так?! Уступив «Ислочи», «Городее» и «Крумкачам». Проиграв кучу матчей на финише. Сливая воду и рождая кучу самых разнообразных подозрений. «Днепр» сегодня, словно спичечный кораблик, который запустили однажды в ручей да забыли забрать. Он и плывет — без руля, без ветрил, забытый, залитый, замазанный...

А ведь могилевская команда долгие годы считалась второй по силе в стране. Да, это было не минское «Динамо», но...

Вспоминаю 1983 год, когда могилевчане первыми из белорусских команд второй лиги пробились в турнир рангом выше — вышли в первую лигу. Что за коллектив был тогда у молодого тренера Байдачного?! Белошапко в воротах, Гомонов, Панчик, Насташевский, Кистень, Костюков, матерый Алексейчиков, Ванюшкин, свой бестия Лукьянчиков, Василевский, который Александр, а еще Геннадий Кобренков, который столь много подавал надежд... Команда та билась–билась, но по законам жанра советского футбола ее побили.

Следующей важной вехой в истории могилевского «Днепра» стал первый чемпионат независимой Беларуси. И снова помню, как, готовясь к этому скоротечному турниру (команды состязались в один круг), бывший уже тогда главным тренером и хозяином «Днепра» Валерий Стрельцов посматривал свысока на конкурентов из Старых Дорог, Лиды, Солигорска и в общем–то был прав в своих ощущениях. В 1992–м могилевчане были единственными, кто составил конкуренцию минскому «Динамо», и это, конечно же, было немудрено с такими игроками, как Любченко, Гольмак, Смирнов, Наумов, Домашевич, Кузьменок, Скоробогатько, Геращенко.

В 1998–м за Могилев играли Астапчик, человек–пушка Болтрушевич, Чумаченко, Свердлов, Огородник, тогда еще совсем молодой Лихтарович, еще более юный Булыга, Лукашов, Дмитрий Калачев, Солодухин, Шунейко, позже побивший все клубные рекорды по продолжительности карьеры Капов. Стоит ли в этом месте вспоминать, что команда, именовавшаяся в ту пору «Днепр–Трансмаш», стала чемпионом страны?

А пять лет назад могилевчане добрались до плей–офф Лиги Европы. Копанцов, Капов, Жевнеров, Шунейко, Быченок, Зенькович, а главное — свой местный, из Гребенево, цыган Юрченко едва не сотворили самую настоящую большую сенсацию. И только испанский «Вильярреал» шлагбаумом встал на пути руководимого в тот год Андреем Скоробогатько «Днепра».

Перечисление фамилий в этом тексте отнюдь не случайно. Оно призвано показать, что могилевский клуб долгие годы был подлинной кузницей кадров. Кого–то воспитывал сам, кого–то находил, в том числе в Украине или России. И в общем–то всегда держал марку. Однако после 2011 года все будто бы обвалилось. Тогда команда впервые вылетела из высшей лиги, а футболисты стали жаловаться на задержки зарплаты и вообще на голь перекатную. Тренеров стали менять с туманными формулировками — Геращенко сменил Скоробогатько, Костюков сменил Геращенко, Лукашов сменил Костюкова. Заметьте, все эти фамилии были упомянуты выше в рассказе об истории «Днепра». Каждый из них для Могилева был своим в доску, каждый старался, но бился словно рыба об лед. «Днепр», как бедолага, катился по наклонной. Он снова вышел в «вышку», но позже дважды играл в переходных матчах и в конце концов снова вылетел. Перед этим сезоном опять поменяли тренера, но, как пошутил недавно председатель Могилевской федерации футбола Анатолий Глаз, под руководством Геворкяна успешно была выполнена только невыполнимая задача: «В этом году было невозможно не выйти в высшую лигу, но клуб умудрился это сделать».

Миллион долларов по средневзвешенному курсу за январь — октябрь текущего года, или 16,2 млрд рублей, которые составили бюджет «Днепра» в 2015 году, были потрачены если и не бездарно, то явно без выгоды. Высшая лига осталась недостижимой целью, и сегодня клуб в лице своего, кажется, уже вечного гендиректора Стрельцова может разве что рапортовать проверяющим, что сократил долги в 15 раз — с 5,5 миллиарда до 370 миллионов рублей. Проку от всей этой финансовой казуистики немного, если в Могилеве была замечательная команда, а теперь остались только воспоминания.

Жаль, что так вышло.

gord@sb.by

P.S. В национальной и молодежной сборной страны ныне не встретишь футболистов «Днепра». В составе команды–2015 вообще нет игроков, о которых следовало бы долго рассказывать. Ну разве что для экзотики стоит упомянуть Антонио Сийака — абсолютного белоруса, но с тоголезскими корнями. Зато в сборную страны до 17 лет входят сегодня Илья Болтрушевич и Красимир Капов. Их отцы вписали свои имена в историю «Днепра», но, назвав имена их сыновей, мы, кажется, не только снова возвращаемся к богатым традициям могилевского футбола, но и начинаем бежать по давно замкнутому кругу.

Советская Белоруссия № 230 (24860). Пятница, 27 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter