Доярка — это вам не библиотекарь...

Речь шла об образовании. Достижениях, новациях, издержках... Но главное — о месте, занимаемом в социальном «ассортименте». Все оказалось достаточно предсказуемо. Но лишь до того момента, пока спорящие не попытались конкретно определить его место чуть ли не на уровне четкой формулировки. Дошло даже до несколько амбициозного, в чем-то уничижительного:

— Это вам не банальная услуга... Не какая-то там парикмахерская.

Сразу вспомнился один знакомый журналист, сделавший некогда подобные рассуждения чуть ли не методом. То есть исключительно при только ему понятной необходимости возвышал одну профессию за счет другой.

Скажем, если речь шла о библиотекаре, то вполне мог написать так: «Это вам не доярка: пришел, подоил, ушел... Особого ума и образования не надо».

Но когда через некоторое время писал о той же доярке, то теперь уже могли в таком же положении оказаться те же работники библиотек: «Это вам не книжки в библиотеке выдавать. Взял с полки, записал в формуляр — и сиди, скучай дальше. Животное есть животное, тут десятки секретов знать надо. Иначе откуда надои будут?»

Эквилибристика словами в подобном вот роде. Сомнительный прием, максимально упрощенный подход. Вот и в устах ведущих случайную дискуссию все это показалось слишком упрощенно, схематично.

Впрочем, а если даже услуга? Что ж тут крамольного, так уж резко снижающего статусный уровень. В идеале хорошая, качественная, высококвалифицированная услуга — это гарантированный позитивный результат. И тогда уже едва ли важно, в какой сфере он достигнут. Есть, по-моему, плохо замеченный грибоедовский афоризм: «Ведь надобно ж зависеть от других». Ну и как тут без взаимной хорошей услуги? В подобной ситуации она, по сути, своего рода круговая порука. Эдакая толока.

А раз так, чего уж играть словами, понятиями, поспешными формулировками... Бывает, злоупотребляя этим, порой не столько приближаемся к истине, сколько удаляемся от нее.

Любое дело, если служить ему честно, может, и становится благородным, ценным, а в чем-то даже святым без всякого намека на сакральность. Именно поэтому и «служба», и «услуга» не частный случай, а для того, кто занят в этой важной сфере человеческой деятельности, — и смысл, и важная составляющая бытия. Или как минимум одна из важных, главных. Ведь тогда человек как бы изначально находится в ситуации активных повседневных контактов. В том числе, пардон, и «услужливых». Когда мы что-то готовно делаем друг для друга, чтобы всем нам было комфортно в системе общих отношений. У каждого своя услуга социуму. А значит, один для одного. Все мы во взаимной позиции изначально лишь эпизод из общего потока жизни. И тут любая услуга, даже одноразовая, — серьезная заявка на некий общий сюжет. Пусть себе даже на некоторое время.

Что здесь много говорить, убеждать, если любая услуга вольно или невольно провоцирует оценку. Причем очень конкретную, когда заметно теряют в адресности претензии «конвейерного» характера. Типа учителя плохо учат, врачи скверно лечат, чиновники формально реагируют... Ни в чем мы не должны быть так доказательны, как в своих обвинениях. При этом четко понимать: понятие «услуга» в правильном преломлении не от «слуга», а от «служба, служение». Людям, профессии и, не сочтите за пафос, стране, гражданином которой являешься.

Именно поэтому никакой снисходительности, никакого взгляда сверху вниз. Всех нас объединяло и объединяет сознание общей социальной ответственности. Всегда взаимной и непременной. На каком бы условном этаже ты ни находился.

Как только мы осознаем это, то все легко и просто становится на свои места.

г. п. Глуск

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter