Доверять — себе дороже?

Лично я предпочитаю покупать продукты в универсамах, где большой выбор колбас, сыров и полуфабрикатов. А вот моя соседка–пенсионерка обычно ходит в небольшой гастроном рядом с домом. Примерно в таком же «домашнем» магазине, расположенном в одном из микрорайонов Минска, мы и побывали с сотрудниками госторгинспекции Комитета государственного контроля.
Лично я предпочитаю покупать продукты в универсамах, где большой выбор колбас, сыров и полуфабрикатов. А вот моя соседка–пенсионерка обычно ходит в небольшой гастроном рядом с домом. Примерно в таком же «домашнем» магазине, расположенном в одном из микрорайонов Минска, мы и побывали с сотрудниками госторгинспекции Комитета государственного контроля. Контролеры проверяли соблюдение правил торговли. Впрочем, во время рейда я убедилась, что подобные ревизии — это еще и бесплатная учеба для администрации торгового предприятия.

В 12 часов дня в продуктовом магазине с броским названием «Лайкс» многолюдно. В отличие от больших универсамов, покупатели здесь постоянные. Приходят за свежими булочками к чаю пенсионеры, забегают за молоком и йогуртом мамы с розовощекими карапузами в колясках, просят взвесить 200 граммов колбасы к обеду служащие соседних контор. Большинство вареных, сыровяленых и копченых деликатесов выглядят вполне аппетитно. Однако наметанный глаз экспертов с ходу определяет некачественный товар.

«Сроки годности кровянки «Нарочанской» и «Столовой» истекли несколько суток назад», — констатирует главный специалист Комитета госконтроля Любовь Ховренкова, ознакомившись с удостоверениями о качестве. Эти документы, в которых указываются дата изготовления и срок годности, — своеобразная охранная грамота продукта. Кстати, любой покупатель, не обнаружив на колечке колбасы или сосисках маркировки, где также значатся эти данные, вправе потребовать у продавца удостоверение о качестве.

Однако, признается заведующая отделом Мария Куликова, наш брат–покупатель этим правом практически не пользуется. «Значит, доверяет», — полагает Мария Захаровна. Такое доверие, однако, граничит с беспечностью. На той же колбасе «Столовой», к примеру, — никаких опознавательных знаков. Нет маркировки — нет гарантии, что тебе вместо копченостей высшего сорта не взвесят низкосортную продукцию. Но по «высшей» цене. Заподозренные в испорченности безымянные, немаркированные сардельки двух видов в товарно–транспортной накладной фигурируют почему–то под одним и тем же названием: сардельки свиные «Ароматные». «И те, и другие поступили в одном ящике», — оправдывается директор магазина Сергей Косяков. На разрезе сарделек открывается вся их «гнилая сущность»: заполненные воздухом пустоты чередуются с кусками зеленовато–серого оттенка. Кроме того, срок годности неаппетитных «Ароматных», как и предполагалось, истек, а вот цена осталась прежней — 7.230 рублей за килограмм. С какой стати продукт высшего сорта напоминает суррогат ливерки и как товар оказался в торговой сети без маркировки, контролеры намерены выяснить у производителя. А к продавцу другой вопрос: почему залежавшиеся продукты предлагаются покупателю?

— Мы больше 5 — 6 килограммов одного вида колбасы на складе не держим, — говорит Сергей Никитович. — Излишков вроде бы быть не должно. Но накладки случаются. Спрос — штука непредсказуемая...

Тем не менее при желании спрос изучить несложно. Понаблюдав за покупателями, я заметила, что их внимание привлекает в основном продукция стоимостью 4 — 5 тысяч. А та, что дороже, попросту невостребована. По–моему, нехитрая арифметика.

Желание торговцев избавиться от перележавших остатков, чтобы не нести убытки, понятно. Впрочем, жадный теряет вдвойне. Мало того, что сардельки с зеленью придется уничтожить. С нарушителей правил торговли взимается штраф в размере до 10 базовых величин.

Любопытно еще и вот что: почему на реализацию принимаются продукты, внешний вид которых не привлекает, а отталкивает? Ведь магазин имеет полное право забраковать некачественный товар.

— Один–два раза откажемся и испортим отношения с поставщиком. С такими небольшими торговыми предприятиями, как наше, крупные мясокомбинаты не церемонятся, — вздыхает Сергей Никитович.

И все–таки воспитывать производителя нужно. В том числе и торговле. Тем более что сегодня конкуренция между теми же мясокомбинатами достаточно жесткая. И выбирает уже не производитель, а продавец.

Вслед за колбасой и сардельками с истекшим сроком годности по той же причине убираются с прилавков копченые куриные окорочка, консервированные овощные салаты, кефир нежирный, майонез «Легкий», крупа пшено. Есть претензии и к фруктам. Сморщенные яблоки выставлены на витрине по цене своих безупречных собратьев. Продавать слегка увядший фруктово–овощной товар не запрещается, но он должен быть дешевле.

Бутерброды — товар ходовой. Это скажет вам завмаг любого продуктового магазина. Пользуются они спросом и в «Лайксе», в основном у тех, кому нужно перекусить на скорую руку. Только вот соответствующего разрешения на приготовление «быстрой еды» магазин не имеет — не созданы для этого здесь необходимые условия. Щепетильные контролеры перевешивают «нелегальный» товар. И что же? Обнаруживается обсчет покупателей в результате недовеса. Вес колбасы в бутербродах разный, а цена — одинаковая. Вроде бы пустяк. Но все же обидно: когда же, наконец, продавец научится уважать покупателя и перестанет химичить даже в мелочах? К тому же пренебрежительное отношение к нормам ценообразования может обернуться штрафом до 40 базовых величин.

Мы, покупатели, несомненно, вправе высказать свое мнение о качестве обслуживания в книге отзывов и предложений. Если, конечно, таковую отыщем. Несмотря на то, что место этой книги в торговом зале, так сказать, на виду, в некоторых магазинах предпочитают прятать ее подальше. «Лайкс» — не исключение. Поэтому, вероятно, и покупательских откликов в книге отзывов — раз–два и обчелся.

— К сожалению, безупречной работу нашей торговли не назовешь, — главный специалист Комитета госконтроля Александр Ломако подтверждает свои слова статистикой. — За 9 месяцев нынешнего года госторгинспекция Комитета госконтроля провела 2.256 проверок. И практически в каждом случае выявлены те или иные недочеты. Наиболее распространенные — реализация некачественных товаров, обсчет покупателей, несоблюдение ассортиментного перечня, нарушение дисциплины цен. Что касается последнего, встречаются прямо–таки вопиющие факты. Вообразите, один из минских магазинов намеренно завысил цены на 36 (!) наименований товаров. За подобное самоуправство можно лишиться лицензии. Кроме экономических санкций, виновные привлекаются к административной и дисциплинарной ответственности.

Кстати, за указанный период 129 торговых работников освобождены от занимаемых должностей. По–моему, неплохой аргумент в пользу честности и добросовестности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter