Почему не следует продавать авто по генеральной доверенности

Доверенность без тормозов

Ситуация, в которой оказался гродненец Геннадий, продавший свой старенький “Опель” без официального оформления, напоминает детектив. А начиналось все с элементарного человеческого доверия, на котором и поныне заключается не одна сделка купли-продажи машины.

Старенькое авто, отслужившее почти тридцатилетний срок, в последнее время стояло без надобности. Больших денег за него не возьмешь, решил владелец и указал в рекламе чисто символическую цену — 150 долларов. Покупатели нашлись довольно быстро. Двое парней и девушка посмотрели машину, вручили хозяину деньги, он им передал ключи и документы. Назавтра договорились автомобиль снять с учета в ГАИ. Обменялись номерами телефонов, компания села в машину и укатила. 

На следующий день Геннадий напрасно ожидал покупателя. Он так и не появился и номер телефона оказался не его. Впрочем, особо расстраиваться продавец не стал: автомобиль старенький, долго не протянет. Но через полгода пришло “письмо счастья” от ГАИ. Оказалось, что старушка машина не просто бегает, но и бегает быстрее, чем разрешено. Штрафы в сотни тысяч рублей посыпались, как град с неба. Ошарашенный, Геннадий помчался в Госавтоинспекцию. Рассказал как на духу о сделке, привел доводы, что за рулем этого автомобиля давно уже не ездит. Но там посчитали аргументы неубедительными. Выдвинули свои: в регистрационной базе “Опель” с его номером угнанным не числится, значит, и поиском его должен заниматься тот, кто сам себе проблемы создал. Напомнили, что штраф, набежавший к тому времени уже миллионы, официальный хозяин авто должен выплатить, иначе может лишиться прав. Самостоятельный поиск аферистов длился почти год. Геннадий и объявления по городу с номерными знаками “Опеля” расклеивал, и на интернет-форуме к отзывчивым людям обращался. Все было тщетным, авто будто в воду кануло, но в то же время камеры фотофиксации скорости многократно запечатлели ее номера. А сумма штрафов тем временем уже приблизилась к семи миллионам. Наконец, неудачливый автоторговец решил обратиться к юристу: 

— Мне объяснили, что в такой ситуации первым делом нужно написать заявление в милицию с просьбой помочь в задержании автомобиля. Если в Ленинском РОВД Гродно сразу же делу дали ход, то местная Госавтоинспекция мне указала от ворот поворот.

Недавно Геннадий все-таки нашел тех лихачей. Они признались, что его машину давно разобрали на запчасти. Номера же приделали к другому такому же “Опелю”, который и засветился перед авторегистраторами скорости. Но возместить сумму штрафа отказались. Как все было на самом деле и кому платить по счетам, сейчас выясняет суд.

Сколько людей попались на доверчивости, продавая авто, статистики нет. Никто не подсчитывал, какое количество автомобилей переходит из рук в руки по генеральной доверенности, говорит старший инспектор ГАИ УВД Гродненского облисполкома Олег Дук:

— Водители должны понимать, что это весьма рискованный способ продажи и можно попасть в крупные неприятности.

О каких же проблемах речь? Оказывается, они могут начаться с того самого момента, как только продавец отдаст в другие руки генеральную доверенность на машину вместе с ключами и документами. Кстати, в этой ситуации “влипнуть” в историю рискуют обе стороны сделки. Собственник, чье имя указано в техпаспорте, имеет право в любое время отменить выданную доверенность без объяснения причин. В семье, продавшей автомобиль, один из супругов может предъявить на него права, даже если второй с этим не согласен. При ДТП по страховке взыскивает причиненный ущерб тоже собственник, если только он официально не передал такие права покупателю. А не дай бог владелец авто умрет, машина может перейти к его наследникам. 

Так почему же люди рискуют? Дело в том, что тот, на чье имя выдана генеральная доверенность, может не только ездить на автомобиле, но и обменивать, продавать его без согласования цены с владельцем (нельзя только дарить). К тому же ни по каким документам не проходит сумма сделки, а значит, и в декларации она, как правило, не отражается. Не нужно стоять в очереди для снятия автомобиля с учета в ГАИ. Но в последующем все эти выгоды могут обернуться большими убытками. 

23-летний Артем недавно купил BMW по генеральной доверенности. Когда же он обратился в ГАИ, оказалось, что машина “не чиста”. Настоящий идентификационный номер вырезан, а взамен его приварен тот, который значится по документам. Более того, ранее на официального владельца авто было заведено уголовное дело. “Купившему неприятности” парню пришлось обратиться в суд. Продавцу дали штраф на сумму 26 миллионов рублей, машину конфисковали.

Страховые компании “стонут” от ситуаций, когда оказывается, что автомобили, попавшие в ДТП, зарегистрированы на одного человека, страховка оформлена на другого, а доверенность выдана третьему. Немало таких дел рассматривается в судах. Проблема очевидна. Но она так до сих пор и не решена. Долго ли еще сделкам на доверии катиться без тормозов?

Компетентно

Вячеслав Игнатик, старший помощник прокурора Гродненской области:

— В последнее время в прокуратуру, суды, ГАИ участились жалобы от граждан, выдавших генеральные доверенности на машины, с требованиями отменить административные протоколы, составленные на их имя. Мол, машину давно продал, кто был за рулем, не знаю. Такие аргументы не принимаются, поскольку установить, кто управлял автомобилем и где он находится, порой бывает сложно и в обязанности сотрудников ГАИ это не входит. Если только собственник сам не приведет виновного в нарушении правил в Госавтоинспекцию. В рамках действующего законодательства человек может обратиться в милицию с заявлением об угоне или краже, подать иск в суд (истребовать свое имущество из незаконного чужого владения). Однако и первое, и второе — не лучшее решение, поскольку может оказаться, что никакого угона на самом деле не было, а за автомобиль получена денежная сумма, которая к тому же нигде не фигурирует. Врать о том, что машину угнали, или требовать свое имущество обратно, может оказаться себе дороже. Такие вот мытарства поджидают каждого, кто решается выйти за рамки правового поля при оформлении сделок с автотранспортным средством. 

Авак Вартанян, кандидат юридических наук:

— Передача прав на управление транспортным средством действительно сейчас максимально упрощена. Однако, с правовой точки зрения, ситуация выглядит не так однозначно. Если водителя остановила ГАИ, он обязан предъявить для проверки определенные документы, доверенности же, даже если таковая имеется, в данном перечне нет. Серьезные проблемы возникают, когда случается ДТП или нарушаются правила дорожного движения, а за рулем не собственник. Ведь требуется еще доказать кто виноват. В первую очередь к ответственности привлекается собственник транспортного средства, так как его установить проще, нежели того, кто фактически управлял автомобилем. По этой причине зачастую человеку приходится доказывать, что он не виноват вопреки закрепленной в законодательстве презумпции невиновности.

С моей точки зрения, ситуацию, в которую попадают многие наши граждане, следует упорядочить. Проблемным вопросом остается так называемая продажа транспортного средства по генеральной доверенности, учитывая, что такого понятия в законодательстве не существует и существовать не может. Удостоверяя генеральные доверенности, нотариусы должны разъяснять гражданам юридические последствия совершения купли-продажи автомобиля под видом оформления генеральной доверенности.

Кроме того, требуется дальнейшее совершенствование способов фиксации ДТП и нарушений правил дорожного движения. Важно чтобы фото- или видеокамеры снимали не только транспортное средство, но и лицо водителя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter