Доступность и качество

Подводя итоги работы за минувший год, министр образования Александр Радьков отметил: в целом задачи, поставленные главой государства и правительством, выполнены

Подводя итоги работы за минувший год, министр образования Александр Радьков отметил: в целом задачи, поставленные главой государства и правительством, выполнены. И в этом несомненная заслуга всех, кто трудится в образовательной сфере. По его словам, сделан шаг вперед в развитии всех звеньев образования, положительные перемены касаются доступности и качества обучения. «Главная задача нашего государства, — подчеркнул глава ведомства, – это воспитать образованного и здорового человека. Мы должны сконцентрировать все усилия на ее выполнении».

Последовательно проходят изменения в системе общего среднего образования, считает министр. В минувшем году по учебным программам 12-летней школы обучалось более 77 процентов школьников. А разными видами и формами дифференцированного обучения было охвачено около 41 процента учащихся 1—9-x классов и 77,7 процента старшеклассников. Кстати, наиболее востребованы у самых взрослых физико-математическое, филологическое и технологическое направления. Министр отметил, что перед системой образования стоит задача в ближайшие год-два перейти на профильное обучение, причем сделать это так, чтобы ни родители, ни учащиеся «этого даже не заметили», то есть не испытывали никаких неудобств. 

Говоря о тех успехах, которых достигли белорусы на международных олимпиадах (из 27 ребят, принимавших в них участие, 20 удостоились высоких наград), Александр Радьков особенно отметил необходимость свободного владения школьниками одним из иностранных языков. «Мы должны добиваться того, чтобы выпускники свободно владели разговорным иностранным языком, — подчеркнул он. — Для этого нужно пересмотреть и систему подготовки педагогических кадров». Продолжая разговор о возрастающих требованиях к педкадрам, министр отметил: есть потребность в том, чтобы, скажем, учитель-информатик не только преподавал, но и владел навыками инженера-системщика и мог сопровождать технику, на которой обучает ребят. Это особенно актуально для сельской местности. 

Постепенно решается еще недавно остро стоявшая проблема с материально-технической базой профтехобразования. «Программа работает, выделены средства, — поясняет Александр Михайлович, — а это значит, что появились необходимые комбайны и станки». Чтобы познакомить воспитанника ПТУ с самой современной техникой, зачастую принимаются неожиданные решения. Например, в Слуцке в одном из училищ ребята получили возможность (пока машина не занята на полевых работах) изучить самый современный комбайн. Воспитать специалиста, умеющего работать с новыми технологиями, – важная задача. Немаловажно, по словам главы ведомства, и то, что система профессионально-технического образования практически полностью готовит специалистов под заказ: 90 процентов ребят знают, где впоследствии будут работать. 

Сегодня в Беларуси на 10 тысяч человек — 407 студентов. Это один из самых высоких показателей среди европейских государств. Создана двухступенчатая структура подготовки специалистов с высшим образованием (4—6 лет — общая подготовка и год — магистратура). Организован экспорт образовательных услуг. Причем подготовка иностранного гражданина осуществляется с учетом его пожеланий, конечно, при условии сохранения качественного уровня преподавания. Обеспечить это, по словам министра, тончайшая работа. 

Как отметил Александр Радьков, положительно зарекомендовало себя централизованное тестирование. Планируется, что в этом году абитуриент сможет получить результаты ЦТ на мобильный телефон. Вместе с тем здесь еще требуется серьезная разъяснительная работа. Например, много вопросов возникает вокруг якобы высокой сложности тестов. «О какой сложности мы говорим, если сертификатов в вузы поступает в три раза больше, чем количество мест?! – оппонирует министр. – Не гонитесь за самым высоким результатом. Если много «стобалльников», это означает только одно: тест составлен непрофессионально». Кстати, по его словам, многие абитуриенты это понимают, «они соревнуются, им нравится честность ситуации». 

Первые шаги сделаны в направлении создания учебной литературы  на электронных носителях, разработана отраслевая программа «Электронный учебник». Но, по мнению министра, здесь есть еще ряд проблем, требующих решения. Так, нет центра, который отвечал бы за подготовку электронных программ учебного характера, нет соответствующего программного обеспечения. «В основном, — подытожил А. Радьков, — такая учебная литература повторяет текст учебника. А ведь там должен быть видеоряд, мультипликация, динамика». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter