Доступная роскошь Карлсбада

Где  в  Карловых  Варах  спят  кинотуристы,  как  новые  русские  «помогают  выживать»  чудному  курорту  и  каких  мировых  звезд  не  встретил  корреспондент  «Р»

Где  в  Карловых  Варах  спят  кинотуристы,  как  новые  русские  «помогают  выживать»  чудному  курорту  и  каких  мировых  звезд  не  встретил  корреспондент  «Р» 

Сказочный город-торт, бриллиант в изумрудной оправе — так, не больше и не меньше, называют Карловы Вары путеводители. Да и гид, сопровождавшая нас, туристов из Беларуси, сюда, не преминула ввернуть в свою речь образ воздушного пирога. Поначалу мы слушали добросовестно отрабатывающего гонорар оратора с некоторым скепсисом – чем, мол, вы нас тут удивите после Праги-то! Но, подъезжая к городку и спускаясь в живописнейшую долину Западной Богемии (один из регионов, на которые делится Чехия), окруженную со всех сторон Крушными и Доуповскими горами, вдруг осознали: не врут гиды и путеводители – все-все это абсолютная правда. И торт, и сказка, город-мечта, «попадаешь в его сети – пропадаешь навсегда». Так оно все и случилось с нами. 

Сказать откровенно, особых иллюзий относительно отдыха здесь мы не строили — знатоки из Минска высокомерно напутствовали, что курорт этот самый что ни на есть пенсионерский, нечего там ловить. С другой стороны, вовсе не за пенсионерскими радостями мы, запойные киноманы, отправились сюда всей семьей (я, муж и сынишка-первоклассник), а на один из самых престижных европейских кинофестивалей класса А. Цены на путевку событие это взвинтило не на шутку: платили за недешевый отель в центре города, места в других уже были раскуплены. А оператор отправлявшей нас турфирмы предупредил: курорт мирового значения, приготовьтесь, что в дни фестиваля цены там взлетят до небес. Но мы рискнули и не пожалели потом ни одной потраченной там кроны. 

Первый день в Карловых Варах (или Карлсбаде) – день самых сильных впечатлений. Вся наша группа ходила по извилистым узеньким улочкам городка, вытаращив глаза. С пятого на десятое внимая словам энергичного гида, мы только и могли выдавить из себя, что «ох!» да «ах!». И лишь потом, денька через три, более-менее привыкаешь и вальяжно прогуливаешься по окрестностям с видом завсегдатая или стоишь на одном из многочисленных мостиков через Теплу, разглядывая в прозрачной воде настоящую форель и свысока наблюдая за реакцией вновь прибывших туристов. 

История уникального курорта, возведенного на слиянии двух рек — Теплы и Огрже, на высоте 400 метров над уровнем моря, и впрямь захватывающая. Первым открыл целебные свойства воды термальных источников, бивших из земли в одной из живописнейших долин Богемии, еще в середине XIV века король Чехии Карл IV — гнался за оленем и якобы свалился в бурлящий источник. Он построил здесь для начала охотничий домик. Ну а потом сюда рекой потекли финансы многих европейских элит. Каждый сколько-нибудь стоящий король Европы  считал своим долгом возвести здесь в честь самого себя замок или дворец, привлекая для этих услуг лучших на то время архитекторов. Сами же источники минеральной воды спрятали под специальные навесы-колоннады, где можно спокойно гулять, попивая горячую минералку из специальных фарфоровых поилочек. 

В общем, строили, не жалея средств, буквально усыпав склоны гор пряничными домиками, что дало повод великому архитектору Ле Корбюзье иронично назвать Карлсбад «слетом тортов». Тем не менее вся эта воздушная архитектура чрезвычайно полюбилась высшим слоям европейского общества. Бывал тут и Петр I, который не столько лечился, сколько выигрывал пари по стрельбе и верховой езде по местным скалам, гнул на спор серебряные тарелки. А уж как боготворили курорт музыканты, поэты и писатели XVIII—XIX столетий! Моцарт, Бах, Паганини, Шопен, Гете, Шиллер, Гоголь, Тургенев – все стремились сюда, зная, что муза посетит их непременно... И знаете, нам показалось, что сгусток «счастливой» какой-то энергетики, возвращающей мятежной человеческой душе покой, гармонию и равновесие, здесь сохранился и поныне. 

Что интересно, даже не зная чешского, в Варах чувствуешь себя как дома – русская речь сопровождает здесь всюду: в магазинах, кафе, музеях, на улицах. Персонал (а местное население в количестве 50 тысяч человек тотально занято на обслуживании отдыхающих и туристов) готов смотреть в рот при звуках «великого и могучего», словно и не было «синдрома 1968 года». Причина этой сверхвежливости проста: в последние годы русские буквально оккупировали Карлсбад, скупая недвижимость «пачками» (даже объявления о продаже квартир и сдаче их в аренду – только на русском языке). Умудрились приобрести даже немыслимо дорогой отель «Империал» — сегодня этот бывший королевский замок на верхотуре принадлежит им. Русские толстосумы реально вливают в экономику курорта колоссальные финансы, без особых раздумий опустошают свои кошельки в ресторанах и эксклюзивных бутиках.   

— Я обожаю эти места, влюбился в них с первого взгляда и, что называется, насмерть. Понял, что только здесь могу жить и наслаждаться жизнью, — поделился с нами 50-летний бизнесмен из Москвы Анатолий, с которым мы неожиданно поговорили по душам на летней террасе ресторанчика «Променада». — Я продал квартиры, бизнес, и мне вполне хватило, чтобы приобрести здесь приличный домик. В Москве достало уже все. Нас, русских, тут любят – совершенно точно говорю. Пусть и небескорыстно, да, мы платим, но это, поверьте, очень приятно. И нам приятно, что мы помогаем выживать чудному курорту. 

Выживать – это, конечно, собеседник загнул. Карловы Вары и так едва справляются с наплывом туристов и отдыхающих, особенно в сезон. Городку пришлось даже обзавестись собственным аэропортом, чтобы доставлять на воды всех желающих с максимальным комфортом. Не только от русских здесь нет отбоя, но и в особенности от немцев, итальянцев. Понятно, что прельщает здесь иностранцев из развитых стран, помимо красот, сравнительно недорогое лечение, оздоровление, косметология и массажи, грязи, гейзерная соль. Благо что едва ли не каждый отель здесь – это высококлассный мини-санаторий со своей лечебницей. А уж источники с бесценной минеральной водой – на каждом шагу, ходи себе, набирай в поилки, пей, причем все бесплатно. Или знай себе купайся в бассейнах с этой самой минералкой. 

Но, конечно, мы мечтали первым делом погрузиться не в джакузи с горячей водой из источников, а в уникальную атмосферу Карловарского международного кинофестиваля (МКФ), рассчитанного на людей, не обремененных большими счетами в банках, просто беззаветно влюбленных в кино как искусство. Атмосфера этого события и впрямь нас покорила – бурлящая, благородная и демократичная. Как раз цены на период кинофестиваля никуда и не взлетали. Какими были до его начала, такими и остались, и в магазинах, и в ресторанчиках. Самое дорогое чешское пиво в магазине стоило не больше доллара с хвостиком, а в кафе – максимум доллара три (свежесваренное вкуснее). Нам втроем, чтобы основательно подкрепиться в обед, хватало двух, а то и одного второго блюда, по бокалу пива и десерт ребенку. И все – в пределах 20—25 у.е. на троих. Скажем, в милом демократичном ресторанчике «У Швейка» (со скульптурой известного литературного героя на входе) нам достаточно было одной «старочешской тарелки» на двоих (в состав этого национального блюда входили здоровенные куски свинины, кнедлики, капуста) плюс по бокалу пива. Вечером мы могли запросто перекусить на редкость вкусными чешскими йогуртами (700 рублей на наши деньги). 

А вот любители кино, что съехались в дни МКФ сюда со всей Европы, питались и вовсе в палаточном фастфуде – неприхотливая еда там стоила копейки. В основном это жизнерадостная молодежь, заполняющая практически все пространство небольшого городка. Жизнь в дорогих отелях курорта ей не по средствам, но организаторы позаботились о своих фанатах: на футбольном стадионе был разбит палаточный лагерь-коммуна, а остальные разместились в центре «Термаль». В обычные дни это громадный по меркам курорта отель-санаторий с бассейном под открытым небом, построенный еще чехами-социалистами (дискуссии о том, как этот тяжеловесный колосс изуродовал воздушный облик курорта, не прекращаются и по сей день, но адекватной замены  универсальному «мультиплексу» еще не придумано). А в период МКФ он превращается в центр фестивальной жизни. Кинотуристы здесь спят вповалку на полу – чуть ли не под ногами у фестивальных работников. Те, впрочем, публикой своей дорожат и не возмущаются, если в какой-то момент в просторные холлы набиваются тучи киноманов. Никто никому не мешает, все организовано очень четко, показы проходят без срывов.   

Цены на фильмы оказались на удивление невысоки – в пересчете на белорусские деньги 6 тысяч рублей. Для тех, кто купил пластиковую карточку на просмотр трех или более фильмов, – существенная скидка. Карточка крепилась на оранжевую ленточку с символом фестиваля. Казалось, ее с гордостью носили в Карловых Варах чуть ли не все подряд, не снимая, дорожа своей принадлежностью к киносообществу. Нас тоже не на шутку захватила эта фестивальная лихорадка, мы также, «украсив» себя лентами, просыпались ни свет ни заря и отстаивали в очередях у  касс за билетами по 2—3 часа, случалось, и под проливным дождем, чтобы не пропустить картину какого-нибудь хорошего режиссера (все многочисленные залы забивались до отказа, даже ночью). На некоторых их создателей нам повезло полюбоваться  живьем – они нередко выступали перед показом. Как, скажем, на знаменитого чешского мультипликатора Братислава Пояра – будучи уже человеком преклонных лет, он не поленился приехать из Канады, куда эмигрировал, чтобы сказать несколько теплых слов своим поклонникам. И надо было видеть, как горячо те благодарили выдающегося творца. 

Что же до голливудских звезд, то кроме Рене Зеллвегер («Дневник Бриджит Джонс»), нагрянувшей на открытие МКФ, и итальянского комика Денни де Вито здесь особенно никого и не было. Такова специфика этого фэста: ставку делают не на кинопремьеры и не на суперзвезд, а на европейские фильмы, в особенности из стран бывшего соцлагеря. Рене, к слову, с нетерпением ждали толпы фанатов, собравшиеся у фестивального центра на открытие кинособытия (мы ухитрились прорваться в первые ряды ближе к ограде и сделать несколько фотокадров). Но были несколько разочарованы: девушка предстала пред очи поклонников в скромной черной блузке и джинсах. Увы, ее роскошный наряд похитили при пересадке в Лондоне. 

Вообще, предвкушая поездку на Карловарский МКФ, мы ожидали повстречать на курорте звезд или, на худой конец, известных кинокритиков, которые съезжаются сюда со всего мира, подслушать в кафе их разговоры, но – ничего такого. В прошлые годы туристы могли видеть Майкла Дугласа, катавшегося в карете, запряженной породистыми лошадками, или Джека Николсона. А нам так не повезло. Не повстречали даже Никиту Михалкова, который, по слухам, тоже приезжал на МКФ. Возможно, на этот раз знаменитости предпочли прогулкам на свежем воздухе пребывание в дорогом гранд-отеле «Папп», кто знает? 

Но, если начистоту, не так уж мы и расстроились – впечатлений нам в Карловых Варах хватило и без звезд и знаменитостей. Для нас город  и сам успел стать своеобразным киногероем, запечатленным любительской видеокамерой и фотоаппаратом... 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter