Достучаться до небес

О проблемах детей–инвалидов
Передо мной два письма — два ответа на мою публикацию «Чаша сия» («СБ» от 18 июля) об организации каникул детей–инвалидов, о проблемах, с которыми сталкиваются работающие родители таких ребят в течение трех летних месяцев...

Одно письмо из Министерства образования, другое — из Министерства труда и социальной защиты. Не хочу злоупотреблять цитированием, скажу только, что два уважаемых мной ведомства активно высказывают претензии... друг к другу. В Минобразования считают, что проблемы детей–инвалидов имеют межведомственный характер и касаются не только образовательных учреждений. «В течение 10 месяцев в году ребенок–инвалид включен в образовательный процесс, тем самым основная функция нашего министерства — организация обучения детей — полностью выполняется», — говорится в ответе Минобразования. Ему вторит послание из Минтруда и соцзащиты: «К компетенции организаций Министерства труда и социальной защиты относятся вопросы оказания социально–бытовой помощи и услуг нетрудоспособным лицам старше 18 лет. А к компетенции Минобразования — оказание различных видов социально–педагогической помощи детям и детям–инвалидам»...

Вот ведь какая незадача! Получается, что дети–инвалиды и их родители со своими проблемами во время каникул никому не интересны и не нужны? Кто же все–таки и как должен помогать родителям и опекунам инвалидов в кризисных ситуациях? Какое ведомство?

Лично мне совершенно непонятно, к какому виду помощи можно отнести организацию досуга детей–инвалидов. Непонятно и считается ли мать, буквально привязанная к своему парализованному ребенку, трудоспособной? Какими словами можно охарактеризовать ее состояние, если из года в год она выкраивает время даже для банального похода в магазин, трудится наравне со здоровыми мужиками и не имеет права ни на минимальный отдых, ни на болезнь, ни тем более на отпуск...

Кстати, положительный пример помощи родителям, воспитывающим больных детей, все–таки есть. Правда, один–единственный на всю страну... Оставить ребенка на время болезни матери или пристроить такого школьника на каникулы можно в отделении дневного и круглосуточного пребывания детей–инвалидов «Майский цветок» при территориальном центре социального обслуживания населения Железнодорожного района Гомеля. Думаю, многие мамы и папы из других регионов гомельчанам позавидовали бы. Заведующая отделением Наталья Семеняко уверена, что оказание помощи в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим детей–инвалидов, особенно работающим родителям, должно стать одним из законодательно утвержденных направлений работы учреждений и министерств труда и социальной защиты, и образования, и здравоохранения. Лично я с ней абсолютно согласна. Разве можно дозировать помощь детям и их родителям, бояться, как бы ребенок–инвалид не получил ее больше, чем определили в министерствах? Пусть помощь эта будет разнообразной, не эпизодической, не носящей оскорбительный для многих родителей оттенок подаяния.

До сих пор существование семей, воспитывающих ребенка–инвалида либо осуществляющих уход за взрослым инвалидом, — это клубок проблем, который эти люди вынуждены распутывать ежедневно. Приобретение инвалидной коляски — задача, приобретение запчастей к ней — задача в квадрате, покупка «взрослых» памперсов–подгузников — задача в кубе. Помню, как плакала в телефонную трубку мама, одна воспитывающая девочку с диагнозом ДЦП, рассказывая о своей, казалось бы, неразрешимой проблеме. 16–летняя девчушка часто простужается и посещать во время болезни центр коррекционно–развивающего обучения не может. А больничный лист работающей маме девочки не дают! По закону он положен только тем, у кого дети не достигли 16–летнего возраста. Наверное, закон этот принимался в те времена, когда государство не уделяло такого внимания семьям, воспитывающим детей–инвалидов. А значит, на мой взгляд, пришла пора внести в него изменения...

Большинство же указов и постановлений рассчитано на здоровых людей. Возможно, настало время создания отдельного свода законов, регламентирующих все, что касается инвалидов? Ведь сейчас, по данным Минтруда, в Беларуси насчитывается более 28 тысяч детей–инвалидов, более 500 тысяч белорусов имеет ту или иную группу инвалидности. А это — почти 6 процентов населения страны. Меньшинство, которое нуждается в неустанной заботе...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter