Достучаться до небес

К   2010   году   в   Минске   построят   4    небоскреба.   Кто   и   как   будет   бороться   с   огнем   в   случае   его   возникновения   на   такой   высоте,   выяснил   репортер   «Р»

К   2010   году   в   Минске   построят   4    небоскреба.   Кто   и   как   будет   бороться   с   огнем   в   случае   его   возникновения   на   такой   высоте,   выяснил   репортер   «Р»

Национальная библиотека – одно из самых высоких зданий в Минске. 73 метра, 24 этажа – снизу вверх даже смотреть больно. Выход один – скоростной лифт. Но что делать, если он не работает? 

Причин тому может быть несколько, но мы смоделировали самую неприятную, подчеркиваю, смоделировали, – пожар на верхнем этаже. Высотка обесточена. Путь наверх только один – аварийная лестница. По ней мне и предстоит сейчас подняться со спасателем Дмитрием Децуком, лучшим cтеир-рейсером Европы. Но прежде – экипировка. 

Итак, боевка и защитный шлем – 6 килограммов. Баллон с воздухом, маска для дыхания «Дрегер», установка импульсного пожаротушения с «пушкой» и к ней – 15 литров воды. Ни много ни мало плюс 40 кило к собственным восьмидесяти. Но делать нечего – вперед! 

Первый этаж, второй, третий… седьмой – я начинаю задыхаться. Ощущение такое, как будто легкие работают в безвоздушном пространстве. К черту маску! Судорожно цепляюсь за перила и, как Сизиф, тяну в гору свою тяжеленную ношу. 12-й этаж – все, финиш: ноги ватные, перед глазами черные круги, я больше никого не хочу спасать. Дмитрий взваливает на себя мой груз; восхождение продолжаю с фонарем и радиостанцией. 19, 20, 21-й – каждая новая ступенька как победа над собой. 23-й, 24-й. «Смотрите, какой красивый панорамный вид!» Но мне уже, признаться, все равно. Сижу на полу. Дышу, как марафонец, и думаю о том, сколько бы раз за эти 7 минут я уже погиб. 

— Это серьезное испытание даже для профессиональных спортсменов. На международных соревнованиях в Польше, где в прошлом году мы взяли первое место и установили мировой рекорд в подъеме на 30-й этаж (4 минуты 10 секунд), многие спасатели теряли сознание или попросту сходили с дистанции. Оно и понятно: колоссальная нагрузка, нехватка кислорода и постоянно висящий над тобой псифактор: дойти любой ценой, — говорит Дмитрий Децук, спасатель ПАСЧ-3  Заводского РОЧС, лучший спасатель 2006 года. – Но вся сложность в том, что в реальной обстановке нужно не просто дойти. Надо правильно настроиться и рассчитать силы. Подняться и выполнить свою главную задачу: потушить пожар, эвакуировать людей... И выполнить, вне зависимости от высоты, на 50-м, 70-м или даже сотом этаже. Неудивительно, что такое пристальное внимание этому вопросу сейчас уделяют спасательные службы всех развитых стран: от США и Канады до Японии и Австралии.  

Это для нас небоскреб – диковинка. В Штатах их строят с начала 20-го века, в Европе – с середины, но суть не в этом… 1971 год, Сеул. Не имевший ранее аналогов пожар в 22-этажной гостинице стоил жизни 164 постояльцам. Мадрид, 2005-й. Выгорел дотла и сложился 32-этажный административный корпус в самом центре испанской столицы. Март 1993-го и ноябрь 2005-го. Пожары в 25-этажных жилых зданиях Москвы унесли жизни 9 человек. Ясно как божий день: к таким фитилям нужен особый, нестандартный подход. И исключительные меры защиты. 

— Сегодня в столице насчитывается 944 здания с повышенной этажностью (их высота превышает 10 этажей, либо 26,5 метра). Да, пожары в них были. И практика показывает: тушение здесь всегда сопряжено с дополнительными сложностями, — объясняет «Р» Семен Санько, начальник Минского городского управления МЧС. —   Увеличивается время на прокладку рукавных линий. К верхним этажам ослабевает давление воды. Плюс большая задымленность, быстрое распространение огня и психологические сложности, возникающие у жильцов при эвакуации. Представьте, каково это вылезти из окна 20-го этажа и спуститься вниз по лестнице. Не каждый мужчина отважится. Что уж говорить о женщинах, стариках и детях.

Именно поэтому на поясе у каждого спасателя висит дополнительная кислородная маска. Именно поэтому в каждой части Минского гарнизона МЧС создана и тренируется собственная команда спасателей-высотников. Не говоря уже о спецтехнике — 30- и 50-метровых автолестницах, коленчатых подъемниках и автомобиле газодымозащитной службы. Впрочем, это только полдела. 

— В соответствии со строительными нормами все дома повышенной этажности оборудуются системами противодымной защиты, внутренними противопожарными водопроводами, незадымляемыми лестничными маршами и устройствами для автоматической блокировки лифтов. Последние, увы, появились только после того, как в Москве в застрявшем лифте многоэтажки заживо сгорели четверо спасателей, — рассказывает Семен Санько. – Во время строительства Национальной библиотеки встал другой вопрос: случись что, как быстро добраться до верхних этажей? Ведь самый высокий в городе подъемник – 53 метра, а там – на 20 больше. Ответ на этот вопрос обошелся столичному бюджету в 1,4 миллиона евро. Уже в мае нынешнего года в парке Минского гарнизона МЧС появится самый высокий в мире серийно выпускаемый коленчатый подъемник – 90-метровый финн «Бронто». Что ж, проблема «30 этажей» будет полностью снята. Но как быть дальше: до 2020 года в столице запланировано строительство района Минск-сити с 50- и 70-этажными небоскребами.  

Но то когда! Уже в ближайшие 2—3 года будут сданы под ключ, как минимум, четыре новых здания повышенной этажности. Тридцатиэтажка на пересечении МКАД и проспекта Независимости. Две высотки нового офисно-торгового сервисного центра «Пежо» на Свердлова. И 90-метровый административный центр на проспекте Победителей. Город стремительно растет вверх. Но вот успевает ли за его ростом нормативная база?  

— За небоскребами – будущее. Это показывает мировая практика. Поэтому уже сейчас, в самом начале пути, к вопросам пожарной безопасности таких объектов следует подходить максимально взвешенно и осторожно, не повторяя чужих ошибок, — считает Сергей Паланевич, начальник управления надзора и профилактики МЧС Беларуси. – Действующие строительные нормы готовы прийти на помощь проектировщикам только до 25-го этажа включительно. Строить выше в республике до последнего времени было попросту запрещено. 

Но времена изменились. И, как выяснилось, уже готовится пакет дополнительных предложений по зданиям с повышенной этажностью. Давайте послушаем, как и чем нас с вами планируют защищать. 

— В белорусских небоскребах будут создаваться зоны безопасности – специальные техэтажи через каждые 15 уровней. Их построят из особо прочных перекрытий, способных выдержать воздействие прямого огня 2—2,5 часа, — объясняет Сергей Паланевич. – В каждой из таких зон будут оборудованы помещения для людей: здесь они смогут укрыться, взять аппараты для защиты органов дыхания, воду, медикаменты и индивидуальные комплекты для самоспасения. Все офисные и жилые помещения также оснастят автоматическими установками пожаротушения. Кроме того, вместо одной появятся 2 незадымляемые лестничные клетки и лифт для подъема пожарных расчетов. Он будет изготовлен из огнеупорных материалов и сможет защитить спасателей, даже если вокруг все будет плавиться от высокой температуры. 

Рассматривался также вариант создания эвакуационных вертолетных площадок на крышах небоскребов. Однако до закупки малогабаритных винтокрылых машин дело, похоже, не дойдет. При сильном пожаре и задымлении вертолет не сможет приземлиться на узкий пятачок: такие случаи уже бывали. И не раз. Поэтому наверх придется подыматься парням в оранжевых боевках. Тем самым, для кого космические перегрузки и  кислородное голодание — привычное дело. 

Это факт 

В Беларуси зарегистрировано 1213 зданий с повышенной этажностью. 1096 из них – жилые, 64 – общественные, 35 – производственные и 18 – административно-бытовые.

На снимке: так выглядит один из проектов многоэтажной застройки столицы; Дмитрий ДЕЦУК: «Путь наверх только один – по аварийной лестнице»; тот самый финн «Бронто»: ждать недолго.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter