Достойный ответ на внешние вызовы

Реализация Указа Президента № 93 позволит оперативно принимать точечные решения по сохранению стабильной работы реального сектора экономики и выполнению социальных гарантий

В Москве на последней встрече со своим коллегой Михаилом Мишустиным Премьер-министр Беларуси Роман Головченко отметил: «Цель санкций понятна — вызвать кризис в наших экономиках, рост числа недовольных, предпринять новую попытку расшатать страну и привести к власти новый режим на основе беглой оппозиции. В этих условиях, на наш взгляд, надо действовать быстро и согласованно. С учетом высокой уязвимости белорусской экономики к внешним шокам рассчитываем на поддержку Российской Федерации в этот непростой период». 

Коллаж ИВАНА ГАЙДУКА

В то же время санкционная политика коллективного Запада, особенно последние меры в отношении России и Беларуси, фактически поставили жирный крест на существующем международном праве, роли и месте профильных международных институтов. К сожалению, это нынешние реалии, которые игнорировать не получится! В этой части представляют несомненный интерес меры, которые уже предприняла и собирается предпринимать в ближайший период Беларусь для защиты своих суверенных экономических интересов и отечественных субъектов хозяйствования.

Поддержка реального сектора

14 марта Глава государства подписал Указ № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». Данный законодательный акт направлен на повышение внутренней устойчивости экономики, включая обеспечение макроэкономической и бюджетной стабильности, в условиях беспрецедентного санкционного давления, связанного с введением иностранными государствами ограничительных мер в отношении Беларуси. Не останавливаясь детально на всем тексте указа, хотелось бы отметить главное — разработчики сделали акцент на оказание приоритетной поддержки реальному сектору экономики, сохранение сбалансированности бюджета и реализацию ответных мер на недружественные действия зарубежных партнеров. В этой части Совету Министров предоставлен ряд дополнительных полномочий, позволяющих оперативно принимать необходимые решения. 

Меры поддержки в первую очередь касаются отраслей, оказавшихся под наиболее серьезным влиянием негативных факторов. Для поддержания имеющих обязательства по кредитным договорам экспортеров указом предусматривается возможность неприменения к ним банками штрафных санкций при неподтверждении целевого использования кредитных средств по причине военно-политической обстановки на территории страны-контрагента и при обеспечении экспортером уплаты в полном объеме процентов по экспортным кредитам. В целях недопущения резкого ухудшения финансовых показателей субъектов хозяйствования и минимизации негативного влияния колебаний курса белорусского рубля на их деятельность в условиях неблагоприятной геополитической обстановки на три года продлевается действие Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2020 года № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств». Указом освобождены от налога на добавленную стоимость операции с мерными слитками и ограненными драгоценными камнями, произведенными отечественными предприятиями-изготовителями, что повысит инвестиционную привлекательность таких ценностей. В целях нивелирования негативных последствий принимаемых в отношении Республики Беларусь ограничительных мер и обеспечения сбалансированности бюджета в условиях высокой волатильности рынков капитала предусмотрены меры по оптимизации и сокращению непервоочередных расходов республиканского и местных бюджетов. Правительству предоставлены более широкие полномочия по принятию решений, связанных с исполнением бюджета. 

В случае введения со стороны недружественных стран ограничительных мер, которые предполагают фактическое «замораживание» реализуемых на территории Республики Беларусь инвестиционных проектов, приостановку их финансирования, лишение технической возможности проведения расчетов по государственному долгу в иностранной валюте, Министерству финансов, банкам-агентам, иным юридическим лицам предоставляется право по решению Совета Министров (его Президиума) обеспечивать исполнение обязательств перед такими странами в национальной валюте.

Защищая национальные интересы

Кроме того, предусматривается предоставление Совету Министров права вводить сбор за досрочное расторжение договоров, инициированное иностранными организациями или гражданами из государств, принявших решение о введении санкций в отношении белорусских юридических и физических лиц. Также в качестве ответной меры реагирования в отношении действий таких государств Совет Министров вправе приостанавливать исполнение международных соглашений, заключенных Республикой Беларусь с этими государствами, во избежание двойного налогообложения. С целью предотвращения вывода капитала из страны устанавливается запрет на отчуждение участниками (акционерами) юридических лиц Республики Беларусь, которые являются лицами вышеназванных иностранных государств, долей в уставных фондах таких юридических лиц по перечню, определяемому Правительством, и предоставляется право на установление повышенной ставки налога на доходы иностранных организаций в отношении таких возможных выплат (дивиденды, роялти и т.п.). 

Указом предусматривается также ряд иных полномочий Правительства и ответных мер на недружественные действия в отношении Республики Беларусь с целью оперативного решения вопросов поддержки экономики. Реализация указа позволит с учетом изменения макроэкономической ситуации оперативно принимать экономически выверенные точечные решения, направленные на сохранение стабильной работы реального сектора экономики, рационально перераспределять имеющиеся бюджетные ресурсы и обеспечивать своевременное финансирование первоочередных расходов и выполнение социальных гарантий перед гражданами, обеспечивать защиту национальных интересов Республики Беларусь от недружественных действий иностранных государств и международных организаций.

Консолидация усилий

Следует отдать должное и профильным белорусским ведомствам, которые в рамках своих полномочий прилагают усилия для практической помощи наименее защищенным организациям и слоям населения. В частности, Национальное агентство инвестиций и приватизации запускает проект для помощи в основном малому и среднему бизнесу. 14 марта начал работу Оперативный контактный центр ­НАИП — канал для информационной и консультационной поддержки бизнеса, работающего в Беларуси, а также для обратной связи государства с деловым сообществом (B2G). Информация о всех поступивших проблемах будет систематизироваться и передаваться в оперативно-ситуационный штаб, созданный в Правительстве. Несмотря на незначительный период функционирования, контактный центр показал не только свою востребованность, но и эффективность. По заявлению директора ­НАИП Дмитрия Красовского, почти 60 процентов вопросов решаются непосредственно в агентстве и министерствах, не дожидаясь реакции Правительства.

И в заключение хотелось бы анонсировать и новые, достаточно радикальные и ожидаемые белорусским бизнесом меры господдержки. В Правительстве подготовлен специальный декрет, который не только систематизирует действующие, но и вводит новые меры, направленные на консолидацию усилий государства, бизнеса и общества в существенно изменившихся условиях. В этой части было бы занимательно ознакомиться со взглядами на нынешнюю ситуацию со стороны так называемых независимых экспертов, сторонников невмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства. Даже интересно: с их точки зрения, помогла бы в сложившихся условиях белорусскому бизнесу «невидимая рука рынка» или все-таки без вмешательства государства тут вряд ли можно обойтись? На мой взгляд, ответ здесь для всех очевиден.

Георгий ГРИЦ, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter