Создатели постановки балета «Витовт» в Большом театре выдвинуты на Государственную премию Беларуси

Достояние республики

Балет «Витовт» отражает историю Беларуси в музыке и танце

Премьера балета «Витовт» композитора Вячеслава Кузнецова в Большом театре Беларуси в 2013 году стала событием, без преувеличений, национального масштаба: драматический сюжет из родной истории, музыка, с первых тактов западающая в душу, сложная хореография — и все это силами и творческим даром белорусских мастеров. Неудивительно, что создатели грандиозного сценического произведения, прочно обосновавшегося на республиканской сцене, выдвинуты на соискание Государственной премии Республики Беларусь 2020 года. Всей командой: сам Вячеслав Кузнецов, драматург Алексей Дударев, блестящий хореограф народный артист Юрий Троян, исполнители главных ролей Антон Кравченко, Юрий Ковалев и Ирина Еромкина.

«Витовт» — хореографическая легенда, основанная на реальных событиях.

История «Витовта» неотделима от истории современной белорусской драматургии: спектакль «Князь Витовт» по пьесе Алексея Дударева, с успехом поставленный в Купаловском театре в 1997 году, в свое время вдохновил первого заместителя генерального директора Большого театра Владимира Рылатко на идею балета. Настолько, что он разделил с драматургом работу по созданию либретто и вложил много усилий в появление постановки. 

— Владимир Рылатко, во-первых, музыкант, во-вторых, уже работал в Большом театре, и его контакт с композитором, с хореографом-постановщиком был теснее, чем у меня, — рассказал Алексей Дударев. — Но сюжетная канва, прописанная мной в «Князе Витовте», сохранилась. Она даже, наверное, не столько моя, сколько историческая: все это было! Конечно, детали — именно так все происходило или несколько иначе, уже относятся к области художественного вымысла, но история борьбы Витовта с Ягайло, который стал в итоге польским королем, выдумкой не является. События, которые я взял за основу, случились на белорусской земле, пусть названия «Беларусь» тогда еще не было. Но князь Витовт бывал в Бресте и в Крево, погиб в Крево его отец Кейстут, да и Ягайло тоже наш персонаж… Что касается романтической линии, то часто говорят, что в художественном вымысле правды больше, чем в самой правде. Я очень рад, что пьеса получила другую ипостась, что в новой форме наш национальный герой дошел до зрителя, что «Витовт» с прекрасной музыкой Вячеслава Кузнецова был создан.

Композитор Вячеслав Кузнецов вспоминает работу над «Витовтом» как сложное, но захватывающее время — его, как и всех, кто приложил руку к постановке, работа всерьез увлекла:

— Это яркая история, в ней изначально имелось все для сценического действа: и битвы, и любовь, и ревность… В театре главное, чтобы зритель сопереживал героям. Сочинение музыки было серьезной работой, я пытался как-то проникнуть во времена Витовта, в XIV — XV столетия, изучал кантовую музыку славянского Средневековья, фольклор. Хотя практически никакого музыкального материала до нас с тех времен не дошло, все нужно было придумывать. 

Историческая канва, богатый музыкальный материал, сложная хореография — все это предопределило успех балета не только в Беларуси, но и за рубежом.

Творческий почерк Вячеслава Кузнецова отличает вдумчивая работа с симфоническим оркестром: мэтр не ищет легких путей и не считает нужным дополнять классическое звучание инструментами, нехарактерными для академической музыки.

— Я убежден, что средствами симфонического оркестра можно изобразить и представить любую музыку. Это мой принцип работы: не привносить ничего лишнего. Пригласить исполнителя, играющего, например, на дуде, слишком просто, а мне важно добиться нужного звучания, достичь результата академическими средствами. Оркестр обладает колоссальными возможностями, композитору их нужно найти и увидеть. 
«Витовт» идет в Большом театре уже не один сезон, интерес к балету у зрителей не пропадает — это очень важный, пожалуй, самый главный показатель успеха. 
«Витовт» имеет успех не только на родине: спектакль с энтузиазмом принимали в Вильнюсе, а в Большом театре России (на одной из самых престижных мировых балетных сцен, куда непросто попасть, а выглядеть на ней достойно еще сложнее) белорусам устроили настоящую овацию. Успешность постановки определяется не только эффектной сценографией, великолепной музыкой, но и тем, с каким настроем выходят на сцену артисты, убежден хореограф-постановщик народный артист Юрий Троян:

— Прекрасно, что на премию выдвинуты исполнители главных ролей Антон Кравченко, Юрий Ковалев и Ирина Еромкина, очень яркие артисты, которые создают запоминающиеся образы, и я рад, что они с удовольствием танцуют эти партии. Спектакль сложный, много работы и у кордебалета, и у солистов, роли непростые, но артисты достойно с ними справляются.


Исполнитель заглавной роли — солист Большого театра Беларуси заслуженный артист Антон Кравченко наиболее органично чувствует себя именно в героических образах: в его послужном списке Спартак, Семен в «Анастасии», Конрад в «Корсаре», князь Владимир в «Рогнеде».

— Меня вдохновляют исторические персонажи, но это должны быть эмоционально сильные фигуры, близкие мне по духу — слабых танцевать неинтересно, — признается Кравченко. — Работать над хореографией с Юрием Трояном было приятно. Велись поиски, причем в таком формате: придумывалась красивая поза, а мы искали, как в нее физически попасть, на ходу создавалось множество уникальных поддержек. Юрий Антонович слушал наши предложения, и многое, придуманное тогда, пошло в работу. Должен сказать, что партия Витовта получилась сложная. Пока мы ставили ее по частям, это не так бросалось в глаза, а вот стоило соединить вместе все куски... Станцевать целый спектакль нелегко, не каждый эту партию осилит, а ведь нужно еще наполнить роль эмоциями и смыслом. 

Белорусская история нуждается в своих легендах и героях. «Витовт» прочно занял место в театральной и музыкальной культуре Беларуси: работа, за которую не стыдно, грандиозный труд, который в радость всем, кто приложил руку к созданию постановки.

МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ

Татьяна Якушева, руководитель музыкального вещания Первого национального канала Белорусского радио:

— Мне посчастливилось побывать на одном из первых показов балета «Витовт», и я была просто потрясена. Интересно, что сначала я успела познакомиться с музыкой (причем еще не в окончательном варианте) и лишь потом увидела сам спектакль. Яркое впечатление от прослушанного музыкального материала после просмотра балета только усилилось. «Витовт» — пример того, как выразительная, точная и, не побоюсь этого слова, гениальная музыка великолепно сочетается с очень талантливой хореографией и постановкой. Как обычный зритель, слушатель я бы хотела добавить: ценность подобных произведений в том, что они помогают раскрыть богатство нашей истории и культуры. И, конечно, хочется пожелать, чтобы композиторы почаще обращались к национальной исторической теме.

ОТ РЕДАКЦИИ

Всех соискателей Государственных премий Республики Беларусь 2020 года отличают огромный талант и трудолюбие, которые позволили им внести весомый вклад в культуру страны. Приглашаем читателей высказать свое мнение о работах, выдвинутых на конкурс, на страницах газет издательского дома «Беларусь сегодня».

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter