На соискание Государственной премии выдвинута группа ученых за создание генетического банка растений

Достояние республики

В нем более 64 тысяч образцов, которые буквально по зернышку и семечку собирали с начала века сотрудники 11 научно-исследовательских учреждений Академии наук и два вуза. Начинали практически с нуля. Базой послужили рабочие коллекции Института земледелия, а также Белорусской сельскохозяйственной академии и Белгосуниверситета. На помощь пришла и госпрограмма «Генофонд», которая продлена уже до 2025 года. Не менее важная задача этого долгосрочного проекта — сохранение биологического разнообразия на полях, лугах и в лесах страны. А сама коллекция фонда сегодня имеет статус национального достояния.

БОЛЬШАЯ часть зерновых и зернобобовых, масличных, крупяных, технических и кормовых культур в специальном хранилище в Жодино, в НПЦ НАН Беларуси по земледелию. Центр руководит реализацией программы «Генофонд». Оно и понятно: именно здесь сосредоточена основная селекция, накоплен многолетний, богатый опыт использования генетических ресурсов растений. Исследования продолжаются круглый год, для чего построен комплекс теплиц, если говорить языком науки — для воспроизведения и первичного размножения семенного материала. В одних теплицах прорываются сейчас к свету яркие весенние всходы, в других вообще благоухает лето.

Сейчас в центре более 26 тысяч образцов, в том числе зарубежных. Рассчитано хранилище на 100 тысяч, резерв солидный, есть куда расти. Но и так глаза разбегаются. В стеклянных сосудах и банках на сотнях стеллажей — семена всевозможных цветов и форм: рожь, овес, гречиха, десятки наименований гороха, коллекции люпина и сои, дикие виды пшеницы и трав, образцы экзотических растений и плодов, о которых никогда и не слышал. Всего, конечно, не перечислишь, но скажу, что впечатляет…

Руководитель лаборатории генетических ресурсов кандидат
сельскохозяйственных наук Ирина МАТЫС

В холодильных камерах семена готовятся к своеобразному путешествию во времени. Ведь некоторые из них будут извлечены и посеяны лишь через сорок лет. В камере длительного хранения температура до 20 градусов мороза. Ее открывают довольно редко, поэтому довольствуемся пояснениями руководителя лаборатории генетических ресурсов кандидата сельскохозяйственных наук Ирины Матыс:

Семена проверяют на всхожесть.

— Перед закладкой специальный аппарат упаковывает в фольгу каждые две тысячи зерен, причем под вакуумом. Предварительно семена сушат до трехпроцентной влажности. Обязательно готовится паспортная база данных, на каждый пакет наносится маркировка. Она дает возможность быстро найти нужный образец. Кодификация международная, которая принята во всех генетических банках мира. 

Младший научный сотрудник лаборатории генетических ресурсов НПЦ по земледелию
Ольга МАРЧУК.

В камерах среднесрочного хранения, а это 15 лет, температура регулярно поддерживается на уровне от нуля до плюс трех. В определенный период проверяется всхожесть семян, если она по каким-то причинам падает, весь образец в срочном порядке достают из камеры и закладывают новую репродукцию. Кстати, все поступившие на хранение семена предварительно промораживаются при температуре минус 25 градусов. Внутри и на поверхности не должно оставаться никаких насекомых.

Специальная упаковка для образцов.
НЕМАЛО коллекционных образцов задерживаются здесь только на малый срок, с ними ученые ведут текущие исследования. Интересно, что даже если семена не подходят для наших почв и климатических условий, их также оставляют на хранение. Меняются экологическая обстановка, климат, и будущим поколениям, возможно, пригодится то, что сегодня для нас неактуально.

Так произошло со знаменитой коллекцией основоположника современной генетики Николая Вавилова, который тщательно собирал ее долгие годы на всех континентах. Его ученики и последователи как зеницу ока берегли бесценный фонд даже в блокадном Ленинграде. Сейчас в Санкт-Петербурге крупнейшая в мире коллекция, более 330 тысяч наименований различных культур. Не последняя по масштабам генофонда и Беларусь. Среди стран Содружества мы в тройке лидеров по количеству образцов и их разнообразию.

Статистику подтверждают конкретные результаты. Использование наследственных признаков растений позволило только в НПЦ по земледелию за последние десять лет создать более 170 сортов и гибридов зерновых, зернобобовых, крупяных, масличных и кормовых культур. Большинство из них не уступают родственным зарубежным аналогам. Да, часть семян еще приходится закупать, особенно уязвимы наши позиции по овощным культурам, сахарной свекле. Но ученые уверены: в ближайшем будущем будет в достатке и отечественных сортов.

Скажем, в начале века о своих семенах кукурузы мы и не мечтали. Сейчас ее десятки видов. Только в Полесском институте растениеводства в генофонде более 500 образцов кукурузы, подсолнечника, кормовых культур. В Институте плодоводства разработаны молекулярно-генетические паспорта 100 геномов яблони, 40 – груши с уникальными формулами. Они, как и коллекции боярышника, малинно-ежевичных и землянично-клубничных гибридов, весомое подспорье в селекционной работе. Все исследования в стране координирует Совет по генетическим ресурсам, в который входят двадцать ведущих ученых республики. Председатель совета — генеральный директор НПЦ по земледелию Федор Привалов.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ координатор программы — академик Станислав Гриб, который без малого полвека занимается разработкой новых сортов злаковых.

— Доноры — хранители важнейших признаков растений — настоящий клад для селекционеров. При создании нового сорта необходимо провести не менее трех тысяч комбинаций, потратить 8—10 лет. И чем обширнее будет выбор образцов, тем больше надежды на успех. Как говаривал Архимед, дайте мне точку опоры, я переверну мир. Так и в селекции. Если есть необходимый источник, создать сорт уже куда проще. А мы сегодня имеем доступ к мировым банкам генетических ресурсов, даже к банку гермоплазмы США. Главное — разумно и эффективно воспользоваться открывшимися возможностями. Поле деятельности здесь воистину необъятное.

В ТЕМУ

Любым природным и техногенным бедствиям способно противостоять Всемирное хранилище семян Свальбард. Оно разместилось глубоко внутри горы на острове Шпицберген за полярным кругом. Это идеальный страховой полис планетарных запасов продовольствия. На сегодняшний день здесь находится 800 тысяч наиболее ценных коллекционных образцов из более чем ста стран. Среди них пшеница и ячмень белорусского происхождения.

shevko@sb.by

Фото Андрея МАКСИМОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter