Достояние республики

Минский государственный областной институт повышения  квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования отмечает 65-летний  юбилей

«Образование – верный путь  к благосостоянию. Но мало какой школьный  учитель служит тому доказательством». Наверняка многие преподаватели сочтут строки этого неизвестного автора оскорбительными. И будут недоумевать, как можно о людях этой благородной профессии, вносящих свет в кромешную тьму безграмотности и невежества, так отзываться. И будут правы. Скорее всего, именно из-за этого автор данного афоризма так и остался неизвестным. Но для того, чтобы у граждан  как можно реже складывалось такое негативное впечатление об учителях, и был создан Минский государственный областной институт повышения  квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования. В этом году коллектив института отмечает 65-летний  юбилей. 

Юбилей, по словам ректора института Светланы Ситниковой, — это взгляд на пройденный путь, оценка того, что достигнуто, построение планов на будущее. МГОИПК постоянно работает на перспективу, ведется поиск новых подходов в решении актуальной задачи — совершенствования  системы образования Минской области. 

Светлана Владимировна не понаслышке знает обо всех проблемах и трудностях института. На протяжении шестнадцати лет активно занималась в нем научной деятельностью, а полгода назад была назначена ректором. Она очень благодарна  своему  предшественнику Анатолию Ивановичу Гиро и считает его своим учителем. Ведь в его бытность ректором более 10 лет была проректором института и почерпнула много полезного от старшего коллеги. Поэтому процесс становления в новой должности прошел быстро и безболезненно, появились интересные задумки, реализация которых позволит поднять образовательный процесс на качественно более высокий уровень. А перемены, действительно, неизбежны. Ведь сегодня это уже не прежний областной институт усовершенствования  учителей модели 1941 года, а современное учреждение образования, призванное помочь молодым специалистам успешно адаптироваться в рыночной экономике. Согласитесь, в период интенсивного  развития науки и технологий особое значение приобретает профессиональная подготовка специалистов. Ведь знания, полученные когда-то в вузах, очень быстро устаревают. Тут-то и приходит на помощь институт повышения квалификации, главная задача которого – построение системы непрерывного роста профессиональной компетенции специалистов, их самосовершенствования. 

Институт является тем местом, где каждый учитель, воспитатель, руководящий работник или организатор образования, работающие в Минской области, могут  получить всю необходимую информацию о нововведениях, передовых педагогических технологиях, программах и учебниках. А преподают здесь высокообразованные люди, имеющие за плечами не один год педагогической деятельности. В  настоящее время на кафедрах института работают 92 преподавателя — штатных и по совместительству, в том числе 24 кандидата наук. Кроме того, 17 сотрудников готовят кандидатские  диссертации и 1 — докторскую. Средний возраст сотрудников — чуть более 40 лет, а, как утверждала героиня одного популярного фильма, «в сорок лет жизнь только начинается». 

В соответствии с постановлением Совета Министров о непрерывном обучении каждый учитель обязан раз в пять лет проходить курсы переподготовки. 

— Сами же курсы длятся две недели, — уточняет Светлана Владимировна, — но в отличие от обычных вузов у нас нет никаких экзаменов. Вместо них —  демократическая форма аттестации.  Выпускники готовят письменную работу и защищают ее на основе полученного опыта и знаний. 

Обладая высокой материально-технической базой, институт способен обеспечить каждого обучающегося здесь персональным компьютером с круглосуточным, свободным выходом в Интернет. Также создана информационная база «Кадры» и разработана компьютерная программа, в которых содержатся сведения по специалистам образования столичной области. В базе «Кадры», например, о 38 тысячах человек.  Отделы образования на местах работают с базой данных через программу локально, после чего вся информация обрабатывается в институте. Именно эта программа и определяет кадры образования, которые будут включены в план следующего года для повышения квалификации. 

Должен заметить, что, наряду с совершенствованием процесса обучения, пристальное внимание уделяется и здоровью слушателей учреждения образования.  На протяжении двадцати лет  на базе института функционирует санаторий-профилакторий. Представьте: закончилась лекция – отведал лечебного коктейля, закончилась еще одна – сходил на массаж.  Не учеба, а сказка… 

Но предоставление всех этих удобств слушателям курсов предполагает, что полученные здесь навыки помогут молодым специалистам повысить свой профессиональный потенциал, в целом уровень подготовки и передать затем накопленные знания детям. Кроме того, в институте ведется обучение приемных родителей, чтобы они смогли помочь ребенку быстрее привыкнуть к новым маме и папе. 

 Активно идет работа и с одаренными детьми. Создаются специальные лицеи, гимназии. Институт выпускает книгу «Юные таланты Минщины».  Готовится к выпуску книга о преподавателях вуза. Поручено также издать еще одну книгу, которая способствовала бы устойчивому развитию образования в Минской области. 

Внедряются различные инновации. Это модели экологической и сельской школы, школы патриотического воспитания, этношкола,  социально-педагогическая модель «Ориентир», «Критические технологии творческого развития личности» и многое другое. Их цель — помочь школе успешно развиваться в современных условиях. 

Но, по словам Светланы Ситниковой, ничего этого нельзя было бы осуществить без стабильного финансирования  системы образования Минщины. А со стороны руководства института — без решения задачи по устойчивому развитию учреждения образования. А это гарантия того, что молодые методисты и преподаватели, которые придут на смену нынешним, не только сохранят весь накопленный институтом  потенциал, но и приумножат его. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter