Нужные покупки, общение и благодарность сельчан — как работают автолавки в зимний период

Доставка точно по адресу

В силу объективных экономических причин наличие стационарной торговой точки в небольших сельских населенных пунктах, как правило, не всегда оправдано. Однако жителям даже самых маленьких и отдаленных деревень тоже нужны продукты и промышленные товары. Причем по доступным ценам и в хорошем ассортименте. Оптимальным решением этого вопроса стали автолавки потребкооперации, в чем наш корреспондент в очередной раз смог убедиться на примере Ляховичского района.

Автолавка всегда пользуется спросом.

Нужное дело

По многим параметрам Ляховичский район является наиболее типичным не только для Брестской области, но и в целом для страны. Сегодня здесь проживает около 22 тысяч человек, примерно половина из которых приходится на сельскую местность. При этом для района характерно преобладание небольших деревень с парой десятков жителей. Чтобы обеспечить всех качественным торговым обслуживанием, районному потребительскому обществу приходится прикладывать немало усилий. И с этой социально значимой задачей его коллектив справляется вполне успешно.

— Мы обслуживаем 123 сельских населенных пункта, — рассказывает председатель Ляховичского райпо Василий Некрашевич— В 45 из них имеются наши стационарные торговые точки, а остальные охвачены выездной торговлей. Для этого используем шесть автолавок, которые с понедельника по пятницу выезжают по графику на свои маршруты.

Парк автолавок райпо представлен тремя автомобилями МАЗ и тремя ГАЗ, которые по мере необходимости регулярно обновляются. Так, буквально в прошлом году приобретена автолавка «Купава» на базе МАЗ-4370. Покупка еще одной такой автолавки в лизинг значится и в планах на 2023-й. В целом же на улучшение санитарно-технического состояния сельских магазинов и торгового оборудования в 2023 году здесь рассчитывают потратить около 110 тысяч рублей.


— Модернизация нашей материально-технической базы и совершенствование торгового обслуживания на селе вполне оправданы, — уверен Василий Некрашевич. — Ведь в удельном весе товарооборота райпо на сельские торговые объекты и автолавки по итогам минувшего года приходится более 73 процентов, или 12,4 миллиона рублей.

Если говорить конкретно об автолавках райпо, то за минувший год их общий товарооборот составил почти 1,8 миллиона рублей. Одним из тех, кто внес наиболее весомый вклад в этот общий торговый «каравай», стал продавец-водитель 5-го разряда Иван Богданович. Товарооборот его автолавки в 2022-м составил более 375 тысяч рублей, что на 9 процентов в сопоставимых ценах выше, чем годом ранее. Именно этому опытному продавцу и водителю в одном лице и доверили самый новый МАЗ-4370, приобретенный райпо в прошлом году. С ним же в минувший вторник мы проехались по очередному маршруту, чтобы на месте посмотреть на работу автолавки.

На любой вкус

В пути водитель с удовольствием рассказывает о своей работе и вверенной ему технике.

— Это современная автолавка со всем необходимым для работы, — говорит Иван. — В сравнении с более старыми модификациями здесь гораздо больше места и оборудования. Есть большой морозильник, ларь для заморозки, две витрины холодильника, специальные ящики для хранения различных товаров. Все это позволяет обеспечивать хороший ассортимент и привозить сельчанам наиболее востребованные товары.

Как подчеркивает собеседник, основной ассортимент автолавки составляют продукты питания: хлебобулочные изделия, мясная и молочная продукция, бакалея, сладости. Всегда в наличии и некоторые виды промтоваров, в частности бытовая химия. Это, как говорится, общее правило выездной торговли на селе, которое должно соблюдаться. Иван за семь лет работы на автолавке досконально изучил вкусы своих покупателей. Поэтому точно знает, каким сортам условной колбасы или «кондитерки» необходимо отдать предпочтение.

Родной человек

То, что продавец автолавки многими сельчанами воспринимается как свой человек, стало понятно по прибытии в деревню Адаховщина, где проживает около 150 человек, преимущественно пенсионеры. Приезд автолавки для многих из них — это не только возможность закупиться необходимыми товарами, но и пообщаться друг с другом, дожидаясь своей очереди.

— Когда-то у нас было много молодежи, но все разъехались по городам, — сокрушается пенсионерка Софья Клименко. — Я в Адаховщине живу уже 45 лет. Приехала сюда, когда вышла замуж, всю жизнь отработала агрономом в местном совхозе. Автолавка для нас — главная возможность закупить необходимое. Мне нравится, что наш Иван привозит всегда свежие хлеб, молоко, колбасу и другие продукты. А перед новогодними праздниками мы с соседками заказывали ему торты. Да и вообще, если тебе нужен какой-то особенный товар, например комбикорм, ты можешь его заказать в нашей автолавке.

Едем дальше

Закупившись необходимым, адаховские пенсионеры расходятся по домам, а Иван Богданович собирается в деревню Малое Подлесье — следующую точку маршрута. Попутно отвечая на вопрос, в чем главное преимущество автолавки, он, недолго думая, говорит, что это близость к сельскому покупателю.

— Я обслуживаю деревни на территории трех сельсоветов, и в некоторых из них есть частные магазины, — отмечает Иван. — Но и в таких деревнях люди тоже ждут автолавку. Причина простая: не каждый пенсионер в силу возраста или здоровья может дойти до этого магазина. Я таких людей знаю. И специально останавливаюсь у их домов. В одной деревне могу сделать до десятка остановок. Сейчас в Малом Подлесье будет одна из таких.

Действительно, приехав через пятнадцать минут в эту деревню, Иван Богданович тормозит у одного из домов и сигналит. Вскоре к автолавке подходят несколько женщин. Одна из них — 78-летняя Татьяна Цыкман. На вопрос, есть ли у нее замечания к работе автолавки и ее продавцу, она сразу же отвечает — только одни благодарности:


— Спасибо Ивану за его работу и доброе отношение к нам, старикам. Он привозит все необходимые продукты и делает остановки так, чтобы нам было близко идти от дома. Здоровье у меня уже так себе, и такая забота очень приятна.

Средняя продолжительность маршрута автолавки Ивана Богдановича составляет более ста километров. На базу он, как правило, возвращается не раньше шести-семи вечера. А в семь часов следующего утра он вновь на работе и готовится к поездке по очередному маршруту.

— Такая работа кому-то может показаться сложной и хлопотной, — говорит Иван. — А мне она нравится. Нравится общением с людьми и тем, что ты можешь быть им полезен. А нужная обществу работа не утомляет, наоборот — придает жизненные силы.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter