Почему российский министр Александр Ткачев гордится именно таким отношением своего ведомства к белорусским поставкам?

«Достаточно бесцеремонно»

СИТУАЦИЯ с поставками нашей молочки для перерабатывающей промышленности России остается напряженной. Россельхознадзор сначала собирался ввести запрет с 26 февраля, но уже дважды переносил сроки. Новая порция ограничений, как известно, отложена на 15 марта. Стоит ли ожидать «экспортного» потепления, и откуда растут ноги у грозных заявлений российских коллег?

НЕСМОТРЯ на то, что между государствами нет границ, экспортные поставки то и дело тормозятся. Рссельхознадзор делает суровое лицо и на словах высказывает сомнения в безопасности нашего молочного сырья. На деле же проверить справедливость претензий у нас нет никакой возможности. Какую продукцию, чью и в какие сроки проверяют инспекторы российского надзорного ведомства? А тут еще на днях подлил масла и министр сельского хозяйства России Александр Ткачев: «Россия будет принимать решительные меры в отношении некачественного белорусского молока, которое поступает в РФ». Причем Минсельхоз России может вести себя «достаточно бесцеремонно» по отношению к белорусским поставщикам фальсифицированной молочной продукции, заявил он во время выступления на Всероссийском форуме сельхозпроизводителей в Краснодаре.

Еще бы. За последние годы инспекторы Россельхознадзора вдоль и поперек проутюжили наши перерабатывающие предприятия, заглянули в каждый уголок и каждую пробирку. Мало сомнений, что после 15 марта ожидается очередная тотальная проверка молочных, а заодно и мясных комбинатов.

ДЕЛОВАЯ, безо всяких признаков истерики, реакция на это нашего Минсельхозпрода вызывает уважение и вселяет здоровый оптимизм. На вчерашней планерке министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц четко озвучил: претензии Россельхознадзора анализируются, делаются соответствующие выводы и даются аргументированные профессиональные ответы. И поручил еще раз провести мониторинг, проверить качество молока-сырья и отгружаемой продукции. Все позиции, озвученные Россельхознадзором, должны быть под контролем и, если возникла такая необходимость, надо будет еще раз доказать несостоятельность обвинений российских коллег.

Свое суждение о претензиях к нашей молочке высказал и посол России в Беларуси Александр Суриков: «Бывают перегибы, честно скажу. Чем они диктуются, иногда тоже понятно». В Минске посол покупает преимущественно белорусскую молочную продукцию. «Здесь есть российская продукция. Но мне она не очень нравится, — признался Александр Суриков. — Беларусь с 1 января запретила сырные продукты, когда в них добавляются растительные масла. В России — пока нет. То есть здесь качество больше гарантировано: сыр я могу покупать с гарантией, что он сыр. А в России — не всегда».

Как-то, знаете ли, начинают усиленно терзать далеко не смутные сомнения насчет честной игры восточных соседей. Не далее как год назад Александр Ткачев публично сказал: у белорусских молочников есть чему поучиться, а заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов прямо заявлял: российские производители молочной продукции проиграли конкуренцию белорусским.

Александр Ткачев: «Понятно, что нас просто выбивают. Мы видим, и есть случаи, когда наши предприятия делают молочные изделия из сухого молока, белорусского, которое дешевле». То есть вместо того, чтобы снижать себестоимость своего сырья-молока, белорусов обвиняют в умении производить дешевле, экономически более эффективно.

ИНТЕРЕСНО, даже российские эксперты утверждают: за действиями Россельхознадзора угадывается желание решить проблемы внутреннего рынка. Ведомство своими действиями пытается удержать его от обвала и позволить своим предприятиям продать скопившиеся запасы. Иначе страна может столкнуться с ситуацией, когда под вопрос будет поставлена рентабельность работы всей ее молочной отрасли. Недаром еще в начале февраля на съезде «Союзмолока» председатель Постоянной комиссии Госдумы по аграрным вопросам Айрат Хайруллин предложил закрыть все поставки из Беларуси. Как воздух им необходимо остановить падение цен на сырое молоко в интересах сушильной отрасли, у которой затоварены склады. Как только их разгрузят – откроют наш экспорт молока-сырья. Подтверждение тому — ограничения Россия ввела лишь на сырье. К готовой продукции таких глобальных претензий нет. Тогда, как, спрашивается, можно из негодного сырья произвести готовую продукцию чуть ли не премиум-класса? Лукавство налицо.

Показательный пример. Компания «Данон», которая владеет молочными предприятиями в Шклове и Пружанах и поставляет продукцию на российский рынок, ни разу не фигурировала в санкционных списках Россельхознадзора. Получается, российские ветеринары полюбят наши продукты, либо когда те вообще исчезнут с российских полок, либо будут иметь выраженный российский привкус?

Насчет того, чтобы исчезнуть, – это вряд ли. Скорее всего, запрет продлится недолго, а Россельхознадзор введет точечные запреты. Если бы коллеги хотели сжечь все мосты, то поставки ограничили бы сразу, без переговоров и тайм-аутов. Поэтому сегодняшнюю ситуацию стоит воспринимать как новый виток напряженности.

ЕЩЕ один, уже новый, поворот этой же самой темы в том, что глава Россельхознадзора предрекает новые сложности в поставках нашего продовольствия из-за введения в России с июля электронной ветеринарной сертификации, которая поможет отслеживать в том числе движение нашей продукции. «А белорусская продукция как будет въезжать? По бумажным сертификатам? У нас они должны быть в электронном виде. Мы не будем на границе исправлять и вносить бумажные сертификаты в электронный вид», — ерничает господин Данкверт.

А действительно, готовы ли наши сельхозпроизводители и переработчики к нововведению? Или спохватимся, когда фуры с продовольствием будут возвращать на родину?

Начальник управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов лаконичен. К 1 июля Беларусь и Россия планируют синхронизировать работу системы прослеживаемости сельхозпродукции. У нас разработана и уже внедряется в тестовом режиме своя национальная система, которая будет адаптирована с российской информационной системой «Меркурий». В Беларуси уже проведена идентификация всего скота, и мы уже сегодня можем отслеживать продукцию от поля до прилавка. Объединение двух систем придется очень кстати на фоне периодически возникающих конфликтов двух стран.

germanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter