Достать из-под земли

В мире. О трагедии в минском метро

Токио, Лондон, Москва, Минск... Наш город, который мы считали самым безопасным местом на земле, вдруг встал в один ряд с другими мегаполисами, которые испытали ужас терактов. 3 июля 2008 года было для нас предупреждением, после которого мы, может быть, и не сделали все необходимые выводы. 11 апреля беда постучалась в дверь. Мы стали острее и с болью в сердце понимать, что чувствуют люди в сегодняшнем неспокойном мире, где взрываются бомбы, гибнут дети. Потому что погибли и оказались изувечены наши близкие...


Правоохранительные органы, работа которых часто ставилась в пример, сегодня обязаны дать нам четкий ответ, кто совершил это преступление и зачем. Но и без того ясно, что в этой необъявленной войне, в которой мы против своей воли вынуждены участвовать, нам, человеческой цивилизации, противостоят варвары. Для них жизнь — ничто. Они готовы убить. Им — чем хуже, тем лучше. В сущности, фанатики из «Аум Синрике» ничем не отличаются от своих братьев–головорезов из «Аль–Каиды».


Сегодня слова солидарности с белорусами звучат из разных уголков планеты. Свои соболезнования прислали Россия, Украина, Казахстан, Литва, Израиль и многие другие государства. В наших посольствах за рубежом открыты книги соболезнований. Сквозь сочувствующие комментарии в иностранной прессе пробивается недоумение. «Загадочный теракт» — таким заголовком Inopressa.ru объединяет подборку материалов зарубежных СМИ на эту тему.


Почему Беларусь? Собственно, тот вопрос, который мы и сами себе задаем.


Наша страна, которая прошла через горнило обеих мировых войн, которая приняла на себя основной удар Чернобыля, казалось, исчерпала свой лимит несчастий. Но дело даже не в эмоциях, хотя они и захлестывают сегодня всех нас. Речь о вещах более рациональных.


Когда немцы сегодня не хотят воевать в Ливии, это не просто предвыборная политическая конъюнктура, я считаю, это особенности национальной психологии. Уж кто–кто, а они знают, что слепо следовать за политиками, трубящими в горн войны, нельзя. Дорого это обошлось немцам... Над белорусами тоже иногда посмеиваются за наше «абы не было вайны». Но это наш исторический опыт, он полностью оправдан. Поэтому Минск всегда, как бы ни банально это звучало, выступает на международной арене за мирное урегулирование конфликтов, как, например, сейчас на арабском Востоке.


Не случайно, мы, как мантру, все годы независимости повторяем, что у нас нет межнациональных, межконфессиональных и других «меж»–конфликтов. Это один из столпов нашей формирующейся национальной идеологии. Однако случилась беда. Может, мы слишком самоуспокоились? Может, не туда смотрели, не в том месте искали? Или просто ненависть не знает границ?


Террор предполагает запугивание, когда ясно, кто и за что пугает. В США вчера на 23 года посадили пакистанца, который планировал взорвать Вашингтонское метро. Спецслужбы вышли на него, представившись «Аль–Каидой», которая хочет сделать ему «заказ». Когда взрывают Лондонское метро, всем понятно, что это кровавая месть исламистов Британии за Ирак и Афганистан. Москва, где чаще всего случались теракты в «подземке», уже много лет ведет войну с сепаратистами на Северном Кавказе. К слову, именно эти страны плюс Израиль, находящийся на передовой мировой войны с терроризмом, предложили Беларуси помощь в расследовании преступления на станции «Октябрьская».


С другой стороны, что заставило последователей Секо Асахары распылить смертоносный зарин в Токийском метро? Хотя и «Аум Синрике» нужна была публичность... А вот одна из самых страшных катастроф под землей, произошедшая в южнокорейском городе Тэгу в 2003 году, не имеет никакого отношения ни к религии, ни к политике. 56–летний безработный Ким Тэ Хван совершил поджог, потому что не хотел уходить из жизни в одиночку. Погибли почти 200 человек. И такое бывало...


Бывший руководитель подразделения по борьбе с терроризмом ФСБ полковник запаса Владимир Луценко видит в минском теракте почерк международного терроризма, «о котором мы столько говорим всегда, когда происходит трагедия, а потом забалтываем все, забываем». Он говорит: «Есть звери во всем мире, которые используют в своей политической борьбе жизни простых граждан, детей, женщин, стариков. Они нашли у мира болевую точку. Они понимают, что мы будем меньше переживать, если они убьют какого–то политического деятеля, если они будут нападать на военных, на милицию — это люди, которые шли на работу, зная, что будут рисковать жизнью. Но когда убивают женщин и детей на улицах мирного города, всем очень больно. И то, что в милой моему сердцу республике это произошло, показывает, что границ нет, что они друг у друга учатся и тиражируют эти ужасные преступления».


Вот тема, которую сегодня в первую очередь следовало бы обсуждать применительно к Беларуси на сессии ПАСЕ и в штаб–квартире Евросоюза. Это реальная, а не вымышленная угроза всей Европе и всему миру.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter