Корреспондент «СГ» вместе с жителями деревни Боровое собирала клюкву на лельчицких болотах

Достать из под воды (снега, земли) "красное золото"

Мать троих детей из Борового Валентина ЯДЧЕНКО встает ранним утром, затемно. Кормит скотину, готовит «ссобойку», выводит из сарая велосипед и, поеживаясь от холода, едет на болото. Этот день и все последующие, вплоть до морозов, она собирает клюкву.  Ягода и семью прокормить поможет, и для здоровья хороша. Корреспондент «СГ» вместе с жителями деревни Боровое собирала клюкву на лельчицких болотах. 


Деньги на дармовщинку?


Восемьдесят процентов площадей в Лельчицком районе занимают леса. Для жителей деревень они давно стали своего рода «страховкой от кризиса». Осенью здесь многие берут отпуска. Здешние болота, богатые клюквой и черникой, могут прокормить. Но в нынешнем году ягода совсем не уродила. Пострадает «экономика» лельчицких болот? 


— На чернике и клюкве хорошо зарабатывала, в школу ребят своих могла собрать, — вспоминает Валентина Ядченко. — Моему сыну Мише сейчас двенадцать, так он теперь вместе со мной по ягоды и грибы ходит. Помощник!


Сама многодетная мама работает в сельском клубе уборщицей, получает всего полтора миллиона рублей. Хочешь не хочешь, а приходится целыми днями пропадать на болотах, чтобы прокормить ребят. Так случилось, что мужа нет и о финансовом обеспечении семьи приходится думать самой. «За свою зарплату я детей не одену, вот иду на целый месяц в отпуск на чернику и клюкву. Конечно, многодетным семьям помогает государство, заботится, для таких, как мы, это важно. Но пока есть силы, должна сама думать, как подзаработать», — говорит сельчанка.


Только ленивый в районе не кормится лесом. Клюквенные места здесь знают жители лельчицких деревень: Глушковичей, Букчи, Дзержинска, Милошевичей, Приболовичей… А в Боровом весь женский «батальон» окрестных деревень давно понял простое правило: хочешь безбедно жить — иди в лес. Любовь Балдыч говорит, что ходит на болото, чтобы нормально прожить: «Когда ягоды много, сдаем ее хоть частникам, хоть райпо — разница в ценах небольшая. Все равно выгодно, можно копейку на зиму собрать.  В нашем Боровом где работу найдешь? Вот и живут с леса. Жаль, в этом году ягода не уродила. Я сама только 90 с лишним кило сдала, по 28 тысяч рублей за килограмм, около 3 миллионов всего выручила». 


А вот Наталья Демидовец ягод набрала больше, чем односельчанки: говорит, что за 140 килограммов клюквы выручила около 4 миллионов. Но по прошлогодним меркам это малость… В 2013-м и по 300 кило на брата сдавали. Те, кто на пенсии, целыми днями в лесах. Так, например, пенсионерка из Борового на 25 миллионов рублей ягод сдала, причем принимали в прошлом году по 15  тысяч рублей за килограмм, а в этом – по 28 тысяч. 


Любовь Балдыч сетует:


— Наш труд недорого, впрочем, ценят. Ягоды, если сдаем коммерсантам,  те перепродают по цене в два раза выше, чем нам платят. У нас от работы уже пальцы повыгибались. На болоте мы от рассвета до заката, пока видны на купине ягоды. 


И все же сельчане клюквенные деньги, несмотря на то что добыты, как говорится, кровью и потом, считают… дармовыми. Могут на них себе позволить и вкусностей прикупить, и современную технику бытовую. Кто-то, как ягоды сдаст,  сразу в магазин за конфетами и печеньем. А Валентина Федоровна спешит за подарками детям: «У нас на болоте и телефоны, и компьютеры «растут», иди да бери». 


Ягоды на асфальте


В 10 километрах от Борового, на трассе справа у дороги, встречаю сельчанок — они, согнувшись в три погибели, собирают клюкву чуть ли не на асфальте. Как я узнала, чтобы набрать полное лукошко, совсем не обязательно идти в самую глушь. Однако для них корзинка даров леса совсем не норма. Самое трудное, говорят, не собрать ягоду, а вынести ее из болота. 


— Пять ведер наберешь, в мешок пересыплешь — и на плечи, — говорит Наталья Демидовец. – Тянешь, а что делать?  Знаем здесь каждую стежку-дорожку. Бывает, что иной раз и заблудимся.  Поплачем тогда, а потом как-то выходим. Помню, как среди ночи однажды домой вернулась. Было так много ягод, что стала их собирать, не глядя по сторонам.  А как голову подняла, так и не сообразила сразу, где нахожусь. Помогают метки из мха, которые оставляем на деревьях. По ним только дорогу обратно и находим. 


За «красным золотом» женщины стараются ходить вместе, так веселее. И обязательно перед тем, как выехать из дому, всегда читают молитву: «Господи, помоги набрать сегодня ягод». Если клюквы богато, собирают трехлитровое ведерко за каких-нибудь полчаса. 


Сдают ягоды в основном частникам. Искать их не нужно – в разгар сезона они «пасутся» даже и у дороги. Цены практически такие же, как и в райпо. Однако частник куда мобильнее. Если райпо установило цену в 25 тысяч рублей за килограмм, перекупщик  сразу же накинет – ягоду принимает по 25 тысяч 500 рублей. Кажется, мелочь, но у сельчан каждая копейка на счету… 


Ведро себе, ведро лесхозу


Растет в Лельчицком районе ягода не только на болотах. Промышляет клюквой и лесхоз, однако у него она – крупноплодная. Еще в 1993 году засадили здесь целую плантацию в 10 гектаров, а первый урожай получили спустя 10 лет, тогда собрали всего 800 кило ягоды. В этом году, как и дикая, садовая клюква также не уродила. Если в прошлом году собрали здесь 37 тонн ягоды, то в этом только 10. Директор Лельчицкого лесхоза Николай Новак все же не сомневается, что заработать можно и на садовой клюкве:


— На время ягодного сезона мы нанимаем людей, приходят к нам целыми семьями. За день выходит порядка 300 тысяч рублей на «бригаду». Кто собирает быстро, может и тонну сдать, а это уже 3—4 миллиона рублей за такой объем продукции. 


На клюквенной плантации лесхоза сейчас идет подбор ягоды. Собирают ягоду сельчане из окрестных деревень уже по другому принципу: ведро себе, ведро лесхозу.


— Так на морс и компот беру для внуков. Столовая клюква тоже полезная, да и по размерам больше, чем дикая. Но не такая сочная, — перечисляет свойства ягоды пенсионерка из деревни Заболоть Мария Шпигонович. 


На землях лесхоза ягоды мало, несколько ведер если наберешь, и то хорошо. Клюквенный сезон здесь заканчивается. А вот для тех, кто привык брать ягоду на болотах, он еще в самом разгаре. Бывает, «красное золото» и из-под снега достают. Деньги-то дармовые…

СПРАВКА «СГ»


По последней информации Лельчицкого райпо, в районе заготовили около 600 килограммов клюквы. Из них 200 кг сдал местный лесхоз по цене 14550 рублей за кг, дикой клюквы заготовили также 200 кг, принимали по 30 тысяч рублей. По 15 тысяч 500 рублей — столовую ягоду, ее заготовили также порядка 200 килограммов. 


Экономист по заготовкам ОСП «Производственный комбинат» Лельчицкого райпо Любовь Головина отметила, что первоначальная цена за килограмм клюквы была 27 тысяч рублей, сейчас же многие заготовители закупают ягоду дороже. Вслед за предпринимателями вынуждено поднимать цену и само райпо. Ягод в этом году мало, поэтому пока здесь заготовили около 600 килограммов. Однако это не конечная цифра, ведь клюквенный сезон еще не закончен.

Татьяна БИЗЮК, «СГ»

bizyk@sb.by


Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter