10 минут от ЭКГ до операции. Как белорусские врачи спасают жизни через Viber

Достать до самого сердца

Десять минут от момента регистрации кардиограммы до операции на сердце — такой рекорд экстренной помощи установила первая в Viber команда белорусских врачей Heart Teaм. Это группа специалистов Барановичского межрайонного кардиологического центра. Заведующий кабинетом ангиографии Андрей Голец объединил сотрудников скорой помощи, кардиологов, рентгеноэндоваскулярных хирургов, анестезиологов-реаниматологов и других заинтересованных специалистов города и района в одном Viber-чате и организовал систему максимально быстрого спасения больных-сердечников.

Коронарография показывает степень поражения
фото Photoshare.ru

Рекорды кардиологии

Барановичский межрайонный кардиологический центр обслуживает жителей Барановичей, Ивацевичей, Ганцевичей, Ляховичей с прилегающими к ним районами. Круглосуточно здесь работает ангиографический кабинет для оказания амбулаторной и стационарной помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Руководитель ангиографического кабинета, врач—рентгеноэндоваскулярный хирург Андрей Голец собрал более девяноста сотрудников. В группу Heart Team, что означает «сердечная команда», стекается информация обо всех экстренных пациентах. Схема такая. Врач скорой помощи, который работает на вызове, записывает кардиограмму, фотографирует и отправляет снимки в группу с кратким описанием заболевания пациента: возраст, пол, когда появилась боль в сердце и в какое время прибыла на вызов скорая помощь. Переданная информация в группе не содержит личных данных о пациенте, поэтому все законно. Специалисты анализируют информацию, снимки электрокардиограммы и принимают решение о дальнейшей тактике с пациентом. Пока больного с мигалкой доставляют в больницу, оперативная бригада уже ожидает его в операционной.

— Если мы видим острый коронарный синдром, то отвечаем «скорой»: «Доставляйте в ангиографический кабинет, минуя приемный покой, — объясняет суть нововведения Андрей Чеславович. — Пациенту рассказываем про все возможные риски, осложнения и предполагаемый результат. Берем согласие на вмешательство. От момента регистрации ЭКГ до проведения операции у нас есть 90 минут по городу и 120 — по району. Если эти минуты потерять, миокард погибнет, и дальше наше вмешательство может быть безуспешным. Там уже надо действовать иначе. Наш рекорд, когда за 10 минут от момента регистрации заболевания на ЭКГ успевали все сделать.

Ангиографический кабинет работает круглосуточно

Чтение по сосудам

Кардиогенный шок, низкое давление, коллапс — врачи ангиографического кабинета начинают действовать с помощью специальных инструментов и оборудования. Тоненьким катетером работают через лучевую или бедренную артерии. Его движение по сосуду безболезненно. Во время операции пациент находится в сознании. С помощью стента или баллона просвет артерии расширяют и восстанавливают кровообращение. Так пациенту не дают уйти из жизни.

Заведующий кабинетом ангиографии Андрей Голец рассказывает историю болезни 57-летнего мужчины. Казалось бы, жизнь впереди, а судя по изображению сосудов сердца, которое получено с помощью коронарографии, его жизнь приблизилась к опасной черте.

От двух магистральных артерий ветвятся многочисленные мелкие сосудики. Андрей Чеславович читает картинку.

— Внимание! Критическое поражение, — доктор указывает на участок правой коронарной артерии, где она превратилась в исчезающую нить. — Это стеноз — патологическое сужение. Стенки сосудов зажали атеросклеротические бляшки — накопленные вредные вещества. Практически перекрыли просвет. Компенсаторные возможности сердца очень большие. Отложения жиров и кальция могут существовать долгие годы и особо себя не проявлять, пока однажды в бляшке не произойдет воспаление. Тогда она лопается, и тромб закупоривает артерию. Кровоснабжение прекращается. Это угрожающее состояние.

Отлаженная система оказания экстренной помощи таким больным в районе позволила быстро устранить проблему.

— Бляшка оказалась мягкой, расширили просвет с помощью стента. Мужчина живет дальше. Когда процесс запущен, а это бывает при сахарном диабете, курении, отягощенной наследственности и прочих факторах, закрытый участок артерии может не погибнуть. Он будет питаться из другого русла, с которым соединяется с помощью тоненьких веточек-мостиков. Установить стент в настолько закупоренном месте уже не удастся. Остается шунтирование, когда кардиохирурги создают дополнительный путь для тока крови в обход пораженного участка.

Так в ангиографическом кабинете специалисты проводят рентген сосудов и операции по устранению закупорок и сужений.

Среди основных показаний — высокий функциональный класс стенокардии, выраженный болевой синдром, рецидивирующая боль, ограничение активной физической нагрузки, перенесенный инфаркт миокарда, патология клапанов сердца.

— Мы вводим контрастное вещество, подается рентгеновское излучение, и видим сосуды изнутри, — поясняет доктор Голец. — Изображение выводится на мониторы.

Берегите себя

Более 70 процентов прошедших через ангиографический кабинет — мужчины. Половина из них трудоспособного возраста. Если обследовать всех, то бляшки можно найти даже у десятилетнего ребенка. У мужчин лет до сорока этот процесс протекает тихо, почти бессимптомно. Затем компенсаторные механизмы себя исчерпывают. Появляется клиника. У одного только болью отзовется, а у другого сразу инфаркт.

Андрей Чеславович вспоминает пациента с нетипичной картиной. Боли в сердце были, но терпимые. Справлялся сам, лекарства помогали. Симптомы и предварительная диагностика не говорили о том, что положение тяжелое. Поступил на углубленное обследование.

— Когда сделали коронарографию, были поражены: критическая патология практически всех артерий, — демонстрирует на экране доктор. — В тот же день больного на реанимобиле доставили в РНПЦ кардиологии и прооперировали. Наше вмешательство было уже невозможно — левая артерия перекрыта почти у самого истока. Затронута слишком большая область.

В ангиографическом кабинете можно исследовать сосуды головного мозга, брюшной полости, периферические. Впервые здесь выполнили больному стентирование артерии нижней конечности. Вышел из больницы на своих ногах. А пациенту в перспективе грозила ампутация ноги.

Специалистам Барановичского межрайонного кардиологического центра удается оказывать помощь настолько быстро и эффективно, что пациенты не успевают осознать всю серьезность ситуации, в которой оказались.

— У нас была история, — рассказывает Андрей Чеславович о пациентах. — Утром женщина покупала билеты в Карпаты. Эмоции приятные, но, видимо, настолько переволновалась, что на фоне хлопот случился инфаркт. Состояние тяжелейшее. Практически теряем ее. Работаем быстро. Спасаем. И вот спустя несколько дней встречаю ее в приемном покое — тормошит санитарку, мол, хочу забрать свои вещи, путевка горит.  

Врачи ангиографического кабинета ювелиры и одновременно богатыри. По несколько часов выдерживают на себе рентгензащиту весом в пятнадцать килограммов. При этом выполняют операцию на сердце, когда рука находится в 130 сантиметрах от него. Манипулируют тонким стержнем через артерию, по которой бежит кровь. Благодаря этому продолжает бежать по жизни и пациент.

drug-olya@yandex.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter