Отношения обывателя с разного рода сервисными центрами складываются примерно по одной схеме: технику, потребовавшую ремонта, сдают на диагностику, специалисты находят причину поломки и перезванивают заказчику. Он оплачивает услугу и получает восстановленный гаджет обратно. Человека непосвященного вряд ли станут интересовать тонкости ремонта. Устройство работает — и слава богу. Недобросовестные дельцы этим и пользуются: завышают стоимость услуг и деталей, берут деньги за работы, которые не выполняли, и даже меняют комплектующие в ноутбуках и компьютерах. Мы решили устроить небольшую проверку для нескольких мастерских по ремонту техники и предложили сервисменам починить… исправный ноутбук.
Типичный метод обмана: по окончании ремонта вам рассказывают историю о том, что ваш ноутбук дышал на ладан и пришлось заменить еще пару комплектующих, переустановить драйверы и ПО.
Компьютер без памяти
Брестчанка Елена на собственном опыте узнала, как работают нечистые на руку мастера. Девушка живет с мамой и пользуется с ней одним компьютером. Он не новый, но с серфингом в интернете, просмотром фильмов и офисными приложениями справляется по-прежнему хорошо:— Иногда компьютер требует внимания специалистов. Как правило, нас выручает мальчишка-сосед. Удаляет вирусы, переустанавливает Windows, обновляет программы. Но прошлым летом компьютер начал сбоить, сосед куда-то уехал, и мы решили позвонить специалистам. Нужный номер телефона нашли прямо на доске объявлений у подъезда. Мастер приехал, за час сделал свою работу, взял деньги и был таков. Самое интересное, что через пару месяцев сосед обнаружил, что объем оперативной памяти у нашего компьютера уменьшился вдвое. Планку с ОЗУ никто не мог достать, кроме этого мастера. Найти номер его телефона я уже не смогла, заявление в милицию писать не стала. Осадок остался, скажем прямо, неприятный…
Виктору Леванюку из Пинска тоже пришлось столкнуться с недобросовестными ремонтниками:
— Мой ноутбук выключился и больше не включился. Я отправился в одну из мастерских. Там с порога заявили: готовьте 80 долларов. Сгорела какая-то плата. Причем ноутбук никто даже в руки не взял! Я предложил все же провести диагностику. На это мне ответили, что ремонт все равно меньше 100 рублей стоить не будет. Ну и начали грузить непонятными словами, терминами и так далее. Платить за умные фразы я не стал. Обратился к другу. Он посоветовал хорошего мастера. Оказалось, в моем ноутбуке просто нужно было перепаять разъем питания. И все…
Жулики на все руки
Мастер Сергей почти два десятилетия проработал в разных сервисах по ремонту компьютеров, телевизоров, бытовой техники. По нашей просьбе он рассказал, на какие уловки идут сотрудники сервисных центров, чтобы заставить клиента раскошелиться:— По моему субъективному мнению, сейчас таких «разводов» стало гораздо меньше. Конкуренция выросла, а испортить репутацию можно на раз-два. Уважающий себя и своих клиентов сервисный центр не будет рисковать и промышлять чем-то подобным. Поэтому совет номер один — лучше обращаться в авторизированные сервисы с хорошей репутацией.
По словам Сергея, некоторые сервисмены пытаются навязать дополнительные услуги: чистку от пыли, замену термопасты, переустановку операционной системы и так далее. Правда, цены на эти «сопутствующие» работы зачастую выставляют непомерные. Есть смысл обзвонить несколько сервисов и выяснить, сколько стоят такие услуги у конкурентов.
— Типичный метод обмана: по окончании ремонта вам рассказывают историю о том, что ваш ноутбук дышал на ладан и пришлось заменить еще пару комплектующих, переустановить драйверы и ПО. Вариантов может быть много. Помните, все манипуляции, которые не оговаривались заранее и выполнение которых нельзя проверить — явный обман.
Сергей обращает внимание на еще один важный момент: до начала работ мастер должен сообщить, что он собрался ремонтировать и сколько это будет стоить. Только после получения согласия он имеет право приступать к ремонту. Если мастер юлит, отказывается назвать полную стоимость работ, лучше поискать другого специалиста.
Итак, «живцом» для проверки сервисов стал компактный ноутбук Lenovo. Он добросовестно работает на протяжении трех лет. Сергей провел с ним нехитрую манипуляцию — отсоединил шлейф, который связывает системную плату с экраном. Ремонт копеечный, но проверим, во что он все-таки обойдется.
Первым делом отправляюсь в популярный сервисный центр, расположенный на улице Пушкинской в Бресте. После недолгого ожидания подходит моя очередь. Приемщик приглашает специалиста. Объясняю суть проблемы:
— Экран не включается, но операционная система, кажется, загружается. Наверное, матрица сгорела…
Мастер предлагает заполнить специальный бланк. Записываю имя, фамилию, адрес, контактный телефон. Указываю неисправность. Мастер дописывает модель компьютера и серийный номер:
— Диагностика у нас бесплатная. Как только выясним причину — вам позвоним и согласуем стоимость ремонта.
Звонок раздался уже через полчаса:
— Ваш компьютер готов. Можете забирать.
Приемщик сразу рассказал, что к чему:
— От экрана попросту отсоединился шлейф. Ремонт не потребовался. Проблема устранена. Бесплатно.
Отличная работа!
Через пару часов я стоял на пороге другого, не менее популярного сервисного центра. Проблема и легенда не изменились:
— Компьютер отлично работал, проблем не доставлял, но в один прекрасный момент просто не включился…
Сервисмен повертел ноут в руках. Предложил подождать минут 20, но вернулся раньше:
— Компьютер исправен. Проблема была в шлейфе.
Услуга опять же оказалась бесплатной. Но специалист согласился взять пять рублей «на чай».
Проведем нехитрую манипуляцию – отсоединим шлейф, который связывает системную плату с экраном. Ремонт копеечный, но проверим, во что он все-таки обойдется
Деньги из воздуха
Телефон мастера Виктора подсказали друзья. Порекомендовали — толковый парень, свое дело знает. Разговор с Виктором получился деловой и конкретный:— Значит, так, я заберу комп на несколько дней. Вы оплатите диагностику — 20 рублей, а дальше будем смотреть, что к чему. Думаю, комп нужно будет почистить. Проверим исправность жесткого диска, актуальность драйверов и антивирусных баз…
— Но я не могу оставить компьютер на несколько дней. Вдруг там ничего серьезного? И чистить его не нужно…
— Решайте сами. В любом случае минимальный заказ у нас 20 рублей.
С мастером мы распрощались, так и не договорившись об условиях сотрудничества. Но его коллега, также Виктор, оказался более сговорчивым. Он согласился подъехать в оговоренное место, чтобы забрать компьютер на диагностику. Заверил — эта услуга бесплатная.
Позвонил Виктор вечером того же дня.
— В принципе, причину поломки я выяснил. Ремонт обойдется в 35 рублей. Но проблема в том, что ваша видеокарта работает нестабильно, то есть через какое-то время снова возможны сложности. Я могу отдать ее ребятам, которые специализируются на подобных работах. Заплатите 70—80 рублей, и ноутбук будет как новый. Что скажете?
Признаюсь, к подобному повороту я оказался не готов. Платить 35 рублей за подключенный шлейф никак не хотелось и уж тем более не хотелось отдавать 70—80 рублей за мифический ремонт абсолютно исправной видеокарты. В общем, я предложил Виктору вернуть мой компьютер в исходном состоянии. Но не тут-то было:
— Я привезу ваш компьютер. С вас 35 рублей за диагностику и устранение неполадки…
— Как 35 рублей? Вы же говорили, что диагностика бесплатная…
Виктор не отступал:
— Диагностика бесплатна, но компьютер я все же починил и почистил. Заменил шлейф. А ремонт видеокарты — это так, рекомендация…
Я пытался доказать Виктору, что он отремонтировал компьютер, не согласовав стоимость работы со мной, — безрезультатно. Мастер настаивал на своем. Что ж, заплатив 35 рублей, я получил обратно свой исправный компьютер. Сергей проверил качество работы своего «коллеги». Нового шлейфа он, разумеется, не обнаружил. Попросил у Виктора объяснений, но «мастер» был краток:
— Вы меня неверно поняли. Я предложил почистить ноутбук, заменить шлейф и термопасту за дополнительную плату. А 35 рублей — это стоимость ремонта.
Какого именно ремонта — этот вопрос остался без ответа…
КОМПЕТЕНТНО
Сергей ДУЧЕНКО, официальный представитель УВД Брестского облисполкома:
— Не могу сказать, что факты мошенничества, связанные с ремонтом и обслуживанием техники, носят массовый характер. Это единичные случаи. Гораздо чаще в отделы внутренних дел, на «прямую линию» УВД, в организации, занимающиеся защитой прав потребителей, обращаются люди, которым оказаны услуги ненадлежащего качества. Все же ремонт сложной техники требует от мастера соответствующей квалификации и подготовки. Увы, далеко не все мастера, занимающиеся ремонтом компьютеров, смартфонов, планшетов, обладают необходимыми навыками и знаниями.
losich@sb.by