Сельская газета

ДОСААФ везде: на земле, в воздухе, на воде

О сегодняшнем дне Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту

ЧЕРЕЗ три дня Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, сокращенно  — ДОСААФ, отметит свое 90-летие. Глубоко символично, что день его рождения почти совпадает с Днем защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь. Ни одна общественная организация не сравнится с тем огромным вкладом, который внесло в укрепление обороноспособности страны ДОСААФ. Его воспитанники в далекие тридцатые годы покоряли расстояния и пространства, бесстрашно преграждали путь фашистским полчищам в Великую Отечественную, в числе первых штурмовали космические вершины.

И сегодня дорога многих ребят к заветной мечте начинается с досаафовского кружка или школы. Общество готовит водителей для Вооруженных Сил, специалистов для войск связи, дает первые навыки в авиационном деле, а в конце прошлого года состоялся первый выпуск операторов беспилотных летательных аппаратов.

О сегодняшнем дне Добровольного общества — в репортажах корреспондентов «Сельской газеты».

МОГИЛЕВЩИНА

Неугомонный Грек

Почему в Бобруйске учиться на водителя едут из  других районов, а городские подростки «ушли из подвалов»

БОБРУЙСКАЯ объединенная  оргструктура ДОСААФ еще недавно ничем не выделялась среди подобных ей организаций. Но с приходом на должность руководителя Геннадия ГРЕКА все изменилось. Автошкола недавно вышла победителем смотра-конкурса Министерства транспорта и коммуникаций в номинации «Лучшая организация, осуществляющая подготовку водителей автомобилей».

Полковник запаса Геннадий ГРЕК

ГЕННАДИЙ Грек — настоящий ас в своем деле, готовит водителей более тридцати лет. Автотехническим обеспечением войск занимался в армии, не оставил его и после того, как ушел в запас: пять лет назад Геннадий Яковлевич возглавил объединенную  организационную оргструктуру №2 ДОСААФ в Бобруйске.

Доставшееся в наследство учебное заведение переживало не лучшие времена: в гараже стояло более двадцати единиц нерабочей техники, а в штате — 10 ненужных должностей.

— Когда в первый раз взглянул в табель, — вспоминает Геннадий Грек, — увидел оформленного на полную ставку слесаря-сантехника. Зачем его держать постоянно, если можно вызывать специалиста по мере необходимости? Навели порядок и в гараже. Нерабочую технику списали и отправили на металлолом. Сейчас автошкола располагает 27 машинами, которых достаточно для обеспечения учебного процесса и потребностей школы.

Оптимизация штата и несколько перестановок в руководстве дали свои плоды — через три года она стала лучшей в Могилевской области.

В ноябре прошлого года автошколу реорганизовали в Бобруйскую объединенную структуру ДОСААФ, включив в свой состав несколько первичных организаций. И вновь она была признана лучшей в области:

— Мы оказали платных услуг больше, чем даже сами рассчитывали. А когда есть финансовая стабильность и люди, которые хотят и умеют работать, школа всегда будет лучшей.

Мастера по мотоциклетным видам спорта Гунар ШМИТ и Дмитрий УСОК

СЕЙЧАС в штате около 50 человек. Заведение высоко котируется среди автолюбителей и работников ГАИ. авторитет подтверждается цифрами: 80 процентов выпускников сдают экзамен с первого раза.

Не забывают здесь о модернизации и расширении учебно-материальной базы. В прошлом году на собственные средства организация купила новый учебный автобус МАЗ и мотоцикл. Всерьез задумались о подготовке водителей троллейбусов. Усовершенствования коснулись зданий и помещений: отремонтировали фасад, несколько теоретических кабинетов, установили новые программы с Правилами дорожного движения.

Бобруйская оргструктура ДОСААФ финансово самостоятельна. Такое благоприятное положение достигается за счет платных услуг и в первую очередь подготовки водителей. К главному источнику средств отношение особое.

— Наша цель — не деньги, а позитивные и благодарные отзывы клиентов. Если не расположим к себе людей, проиграем конкуренцию одиннадцати других школ города, — говорит Геннадий Грек.

Пока удается. Учиться водительским навыкам приезжают не только с другого конца города, но и из соседних районов. Особенно часто можно встретить учеников из Глуска и Кировска. Организация тесно контактирует и с Министерством обороны: обучает призывников на категории «С» и «СЕ», переподготавливает военнослужащих для работы на военной технике.

Есть и другие возможности дополнительного заработка. Например, на территории ДОСААФ осталось много бесхозных зданий, в которые пустили арендаторов. Пару лет на автодроме для легковых автомобилей попытались открыть секцию картинга, но она просуществовала недолго. Заместитель директора по учебно-производственной и организационной работе Жанна Хальенд объясняет: «Практика показала, что совместить на автодроме и картинги, и езду для категории «В» очень сложно. Решили отдать предпочтение тому, чем всегда занимались».

Занятия проходят даже в праздники. Фото Никиты АВРАМЕНКО

О СПОРТЕ здесь тоже не забывают. Часть заработанных средств ДОСААФ вкладывает в развитие мотокросса и мотобола. Для этого есть необходимая база. Правда, сначала пришлось хорошенько поработать. Старое поле для мотобола на территории строительного колледжа нуждалось в капитальном ремонте: заросший травой асфальт, разрушенные трибуны, поваленный забор — только часть проблем. Главная загвоздка — отсутствие необходимой техники. Со временем стадион привели в порядок, закупили несколько мотоциклов, адаптированных под игру, и набрали детей в секцию. До уровня Пинска и Лунинца, которые считаются сильнейшими в этой дисциплине, еще далеко, но предпосылки для светлого будущего имеются. Например, в 2015 году Бобруйск принял два этапа республиканского первенства по мотоболу. А в нынешнем готовится к Кубку Беларуси по мотокроссу.

Для подростков занятия по мотоболу бесплатные. Все расходы на обслуживание техники берет на себя ДОСААФ. Даже в командировки юных спортсменов отправляют за счет организации. Казалось бы, приходи и занимайся. Но есть один камень преткновения — нет взрослой команды. По сути, отсутствует стимул для совершенствования. Чемпион Беларуси по мотокроссу, а по совместительству инструктор-методист по мотоциклетным видам спорта Бобруйской оргструктуры ДОСААФ Дмитрий Усок поясняет, что из-за этого секция больше похожа на любительский кружок:

— Человек занимается мотоболом до 18 лет, затем уходит в армию. После возвращения ему это уже не нужно, ведь он не видит дальнейшего развития.

Зато на взрослом уровне есть команда по мотокроссу. Техникой, деталями и топливом их не обеспечивают — все свое. Но ДОСААФ помог с помещением для мотоциклов. Дмитрий Усок вместе с Гунаром Шмитом, получившим мастера спорта в 50 лет, оборудовали мастерскую.

— Если бы не ДОСААФ, сидели бы по подвалам, — признается последний.

На соревнования организация выделяет командировочные, помогает с лицензиями. Это все выходит в немаленькую сумму. Но и похвастаться здешней команде действительно есть чем. На чемпионатах республики бобруйские гонщики регулярно попадают в тройку призеров.

— Раньше, бывало, когда ездил самостоятельно, передо мной вставал вопрос, что купить: пять литров бензина или батон колбасы? — рассказывает Дмитрий Усок. — Естественно, выбирал бензин.

Теперь такие дилеммы благодаря объединенной структуре ДОСААФ, инструктору больше решать не приходится.

ВЕХИ ИСТОРИИ

История ОСОАВИАХИМа — именно так сокращенно называлось общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству — начинается с февраля 1927 года.

Через ОСОАВИАХИМ прошли подготовку 90 процентов советских военнослужащих, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. К примеру, снайпер, уроженец Быховщины, Герой Советского Союза Феодосий Смолячков уничтожил 125 фашистов, израсходовав 126 пуль.

После войны в ОСОАВИАХИМе были открыты школы собаководства, где кинологи готовили животных, которые обезвреживали неразорвавшиеся мины.

В 1951 году общество было преобразовано в ДОСААФ. При этом его цели не изменились.

В начале 90-х годов прошлого века с обретением Беларусью независимости ДОСААФ переименовали в Белорусское оборонное спортивно-техническое общество. В 2003 году БЕЛОСТО вернулось к прежнему названию. С того времени немного изменились акценты организации: больше внимания стали уделять воспитанию молодежи и развитию спорта. Помимо 20 основных направлений, есть несколько необычных. К примеру, лазертаг, страйкбол и робототехника.

Вадим БАННЫЙ; Никита АВРАМЕНКО, студенты  IV курса Института журналистики БГУ

ВИТЕБЩИНА

Крестьянская жилка Александра Чепельникова

Руководитель Новополоцкой объединенной структуры ДОСААФ не только вернул ей славу, но и помогает коллегам

ГОВОРЯТ, при желании можно горы свернуть. Это в полной мере относится к Александру ЧЕПЕЛЬНИКОВУ (на снимке), руководителю Новополоцкой объединенной организационной структуры ДОСААФ. Когда ехал в Новополоцк, в основных чертах уже знал, что организация одна из лучших не только в области, но и в республике, что в ней широко развернута спортивно-массовая работа среди молодежи по подготовке к службе в армии. Но увиденное превзошло все ожидания.


ПОДУМАТЬ только, сегодня трехмесячные курсы водителей проходят в 16 группах по 30 человек в каждой. Полтысячи человек. Еще сотню водителей готовят по заявкам военкомата к весеннему и осеннему призывам. В общей сложности за год новополочане выпускают свыше двух тысяч водителей категорий «В», «С», «D», «Е» для народного хозяйства и армии.

А какая мощная материально-техническая база — 4 учебных автодрома, около 60 единиц техники. Только новеньких «Фольксвагенов Поло» около четырех десятков. Ежедневно на линию выходят 27 легковых автомобилей, 6 грузовых, 2 автобуса.

Постройки, машины, автодромы занимают огромное пространство.

И трудно, почти невозможно поверить, что 16 лет назад, когда в Новополоцк пришел Александр Степанович, на этом месте были пустырь и заброшенные помещения, а местная организация ДОСААФ на грани закрытия.

Уже в первый год работы он закупил десяток бэушных Аudi-80, которые легки в эксплуатации и слабо поддаются коррозии. Своими силами реконструировали помещения, открыли классы, обновили здание школы ДОСААФ,  установили там 80 компьютеров и ноутбуков.

Затем буквально за месяц  открыли филиал автошколы в Россонах. Причем Александру Чепельникову пришлось одновременно быть и руководителем, и строителем. Зато удалось сэкономить значительные средства  на другие цели.

Команда по мотоболу Новополоцкой ООС ДОСААФ

СЕГОДНЯ особой популярностью у допризывной молодежи пользуется и подводное плавание в ластах. Оно культивируется в СДЮСТШ — первичной структуре объединенной организации. Пловцы школы постоянно занимают призовые места на международных соревнованиях, тренер Виктор Стремяков  награжден медалью «За трудовые заслуги».

Созданы две команды по мотоболу — взрослая и подростковая. Первая успешно выступает на республиканских соревнованиях, а воспитанники картинг-клуба «Вираж» в минувшем году стали призерами международных соревнований в Даугавпилсе и заняли первое место в Лепеле на спортивном форуме «Золотая осень». Благодаря объединенной оргструктуре ДОСААФ в Новополоцке и дети, и взрослые увлекаются картингом, создан клуб любителей этого вида спорта.

Организационная структура организует многочисленные автопробеги по местам боевой славы предков. Только в прошлом году посетили мемориальный комплекс «Прорыв» в Ушачском районе, «Поле ратной славы» Полоцкого укрепрайона, Брестскую крепость, Санкт-Петербург, побывали в Германии на месте встречи на Эльбе советских воинов с союзниками.

Александр Чепельников за плодотворную работу в военно-патриотическом воспитании молодежи, приумножение лучших традиций ДОСААФ Беларуси удостоен Благодарности Президента, награжден медалью «За трудовые заслуги», многочисленными дипломами и грамотами.

НЕКОТОРОЕ недоумение поначалу вызвал значок депутата сельсовета на лацкане пиджака Александра Степановича. Оказывается, руководитель объединенной структуры не только прописан в деревне Лутово Сельцо, но и активно помогает сельчанам решать многие проблемы. Оказался он в той деревеньке не случайно. После пятнадцатилетней работы в органах внутренних дел в Коми ССР в конце 1980-х приехал на Ушаччину, на родину жены. Устроился в районное ДОСААФ в Ушачах, провел там даже международное ралли на мотоциклах, посвященное воинам-интернационалистам, в котором участвовали спортсмены из Литвы, Украины, Ленинграда и Беларуси.

В 2001-м пригласили в Новополоцк. Но от дома в деревне Лутово Сельцо и сельской прописки Чепельников не отказался. Ездит туда каждые выходные, выращивает картофель, овощи в теплицах. Даже кур держит, за которыми, правда, по его просьбе присматривают соседи. Вот такая крестьянская жилка. Сам он родом из деревни Тимохи под Витебском, и сельский труд познал с детства, а с седьмого класса на летних каникулах работал в колхозе.

Может, поэтому сейчас, видя, как нелегко приходится труженикам глубинки, безвозмездно передает автомобили в районные структуры ДОСААФ. Только в этом году отправлено 5 штук, в том числе 2 — в Новолукомль. А всего за несколько последних лет передал таким образом около четырех десятков машин.

Поэтому, когда два года назад Центральный совет ДОСААФ учредил Кубок «За бескорыстие и взаимопомощь», первыми его получили новополочане!

P.S.

Уже после командировки узнал, что и по итогам прошлого года престижная награда вновь будет вручена Новополоцкой ООС ДОСААФ. И произойдет это 28 февраля на торжественном собрании, посвященном 90-летию организации.


Владимир САУЛИЧ, «СГ»

saulich@bk.ru

Фото автора и из архива организации ДОСААФ

БРЕСТЧИНА

Крепче за баранку КамАЗа держись, курсант


УСЛЫШАВ о том, что в Кобрине начали готовить водителей для армии, Андрей Корзюк сразу же записался на курсы. И хотя права категории «В» у молодого человека были, решил, что и новые не помешают. Тем более недавно получил повестку из военкомата.

Инструктор Александр ПАВЛЮЧИК проверяет теорию у кобричан Андрея КОРЗЮКА и Сергея ПЕТРУЧИКА

ПЕРЕПОДГОТОВКА для будущих защитников страны бесплатная. С ребятами работают лучшие преподаватели и инструкторы. База для обучения в оргструктуре ДОСААФ тоже прекрасная. Руководство района помогло с площадкой для автодрома. Своими силами ее обустроили, заасфальтировали, огородили. Достаточно транспорта, чтобы готовить водителей разных категорий. Штат специалистов насчитывает около 25 человек, которые за год обучают не менее 600 водителей.

Председатель межрайонной организационной структуры ДОСААФ Александр Аксютич уточняет:

— В последние годы серьезно обновили автомобильный парк. В нем 12 легковых машин, 4 грузовые, 1 автобус. Вся техника не старше 10 лет.

КамАЗ, на котором проходят переподготовку будущие солдаты, передало Министерство обороны. Такой же техникой парням, которые теперь обучаются, предстоит управлять во время срочной службы. И они очень серьезно относятся к занятиям. Такие даже в самой трудной ситуации не спасуют, убежден инструктор Александр Павлючик.

К слову, мастерам производственного обучения и преподавателям Кобринско-Малоритской МРОС опыта не занимать. У Вадима Чепелевича, например, стаж около двадцати лет. Настоящий профессионал и мастер производственного обучения Виктор Марчук. Многие курсанты хотят учиться у Владимира Яшина.

— Если молодым ребятам привить полезные увлечения, все они вырастут хорошими людьми, станут толковыми и ответственными специалистами, — убежден Александр Аксючиц.

Александр КУРЕЦ, «СГ»

kurec.a@mail.ru

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
Ежели организация сама себе зарабатывает на жизнь,то она имеет право на существование,а желание Минобороны научить и переучить,конечно хорошо,но было бы ещё лучше,если бы призывали с 20 лет и брали бы готовых специалистов!
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости