ДОСААФ: готов к труду и обороне

Из десятков раскрученных советских брэндов одни позабылись, другие потеряли актуальность, третьи тихо растворились в суете перестройки. А ДОСААФ по–прежнему на слуху...

Из десятков раскрученных советских брэндов одни позабылись, другие потеряли актуальность, третьи тихо растворились в суете перестройки. А ДОСААФ по–прежнему на слуху. Почему? Беседуя с председателем центрального совета ДОСААФ генерал–майором Анатолием СТЕПУКОМ, я надеялся найти ответ на этот вопрос и с легкостью его отыскал.


Об истории — прошлой и настоящей


— Анатолий Яковлевич, как вы думаете: если спросить у прохожего на улице, молодого человека, что представляет ДОСААФ сегодня, получишь ли верный ответ?


— Даже не сомневаюсь. В стране нас сейчас знают. В том числе и благодаря историческим заслугам. Ведь в советские времена ДОСААФ представлял мощную организованную структуру, которая в полной мере содействовала армии, авиации и флоту. После развала СССР, как вы помните, было образовано Белорусское оборонно–спортивное общество. Но в 2004 году БелОСТО, так и не ставшему полноправным преемником ДОСААФ, вернули прежнее название. И это, я считаю, было единственно правильным решением.


— Вот и ваши российские коллеги, кстати, недавно пошли по схожему пути...


— Сейчас они с трудом восстанавливают ДОСААФ, разграбленный и разворованный в период безвременья. Насколько я знаю, заведены десятки уголовных дел. Кстати, когда я возглавил наше оборонное общество, тоже увидел, что продолжительное время шли неприглядные процессы — продажа зданий и сооружений, спортивных комплексов. В начале 1990–х отдельные деятели пытались приватизировать всё и вся... Когда я принимал ДОСААФ, у нас было 24 убыточных организации. По итогам прошлого года их практически не осталось. Сегодня в структуре 27 автомобильных школ, 5 аэроклубов, 79 организационных районных структур, 5 СДЮСТШ, 3 спортивно–технических комплекса. Все они работают неплохо. А Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь — это полноценный и успешный брэнд.


О патриотизме


— В последние годы регулярно говорят: «Надо активизировать патриотическую работу с молодежью». Звучит формально, результаты не радуют...


— Именно поэтому мы не говорим, а делаем. Проводим акции, встречи, дни ДОСААФ, организуем военно–патриотические игры, мотокроссы и велопробеги, попутно рассказывая ребятам об истории страны, о том, почему они должны гордиться тем, что живут в Беларуси. Неизменно приглашаем на встречи ветеранов. Во многих школах созданы первичные организационные структуры ДОСААФ.


Активно начали работать со студентами. Считаю, что здесь у нас пока провал. Мой внук учится в вузе, поэтому знаю, о чем говорю. Поставили перед собой цель — создать организационные структуры в каждом высшем учебном заведении. Чтобы как можно больше студентов начало заниматься техническими и авиационными видами спорта.


И еще одно важное направление. В прошлом году наши структуры осуществили подготовку, переподготовку и повышение квалификации более 56 тысяч специалистов различных технических профессий, в том числе для нужд Вооруженных Сил. Работаем, разумеется, и с призывниками.


О сложностях и планах


— С какими трудностями сталкиваются сегодня в ДОСААФ?


— Сложная ситуация сложилась в аэроклубах. Основной вопрос — оплата ремонта авиатехники и двигателей летательных аппаратов, которые сейчас находятся на зарубежных авиаремонтных предприятиях. А ведь у нас есть обязательства, которые нужно выполнять. Это и план подготовки курсантов авиационного факультета Военной академии, и «графики» прыжков с парашютом военнослужащих сил специальных операций Вооруженных Сил.


Не буду скрывать: парк нашей спортивной авиатехники морально и физически устаревает. Если переоснащение авиации не произойдет в обозримом будущем, то эту нишу могут занять частные структуры.


Тем не менее мы прекрасно понимаем, что трудно сейчас всем, поэтому стараемся крутиться и зарабатывать. Например, в аэроклубах на платной основе проводим курсы для желающих стать парашютистами, организуем демонстрационные полеты, готовим водителей троллейбусов, парикмахеров, бухгалтеров. Музей авиационной техники в Боровой недавно включили в туристические маршруты...


— Несколько лет назад ходили слухи, что авиационно–технический комплекс


ДОСААФ вот–вот выселят из поселка Боровая. Как удалось отстоять площадку?


— Вопрос пока не решен, он просто повис в воздухе из–за того, что у инвесторов, которые собирались застроить территорию жильем, возникли экономические проблемы. Вообще же я абсолютно убежден, что стране необходима хотя бы одна полноценная комплексная спортивно–техническая трасса, где можно проводить различные соревнования. Будем надеяться, что рано или поздно такой центр технических видов спорта все же появится.


О подготовке водителей


— От представителей частных автошкол приходилось слышать, что ДОСААФ «играет не по правилам». Дескать, за счет приоритетной поддержки государства оборонное общество вытесняет других игроков с рынка...


— Приведу вам такую цифру. В 2010 году наши автошколы подготовили более 56 тысяч водителей различных категорий, а это каждый третий подготовленный водитель в стране. За счет чего мы впереди? В нужный момент поняли, что для успешной работы автошкол нужно создать прочную экономическую базу. Обновили автопарк, состоявший когда–то из ржавых «Жигулей», купив за последние годы более 600 автомобилей, большинство из которых новые. В учебных классах провели евроремонт. Кроме того, привлекли лучших инструкторов, настоящих профессионалов.


Что касается разговоров о каких–то привилегиях для ДОСААФ, то это всего лишь домыслы. Требования контролирующих органов сейчас одинаковы для всех. И проблемы у нас, к слову, такие же, как и у других организаций. Например, трудно решается вопрос выделения земельных участков под автодромы. Бороться за землю под площадку предлагают на аукционе, что на данный момент нереально. Всего по стране в 15 автошколах


ДОСААФ необходимо принимать решение по строительству и оборудованию новых автодромов.


О спорте большом и малом


— Анатолий Яковлевич, подскажите рецепт. Чем можно заинтересовать современную молодежь? Как оторвать от компьютеров, вывести из виртуального мира в реальный?


— Мы не собираемся воевать с компьютерами, это бесперспективно. Но мы точно знаем, что привлекает парней и девчонок. Сегодня ДОСААФ успешно развивает 19 авиационных и технических спортивных дисциплин. Это не олимпийские виды, но мы считаем, что они также заслуживают внимания, потому что они ближе к обычному человеку.


Многие наши спортсмены в Европе и мире сейчас на лидирующих позициях. Только в прошлом году на различных соревнованиях высокого уровня белорусский гимн звучал 93 раза, а на пьедестал поднимались десятки спортсменов — подводные пловцы, парашютисты, авиамоделисты, мотоциклисты, радиотелеграфисты. Разве это не почетно? Без ДОСААФ, пожалуй, мотоциклетный, картинговый, автомобильный и другие виды спорта страна бы потеряла. Или, по крайней мере, они не получили бы столь бурного развития.


— Не каждый молодой человек готов идти на жертвы, чтобы подняться на пьедестал.


— Разумеется. Поэтому главная наша задача — не подготовка чемпионов, спортсменов самого высокого уровня, а развитие массового спорта. Цель ненова — отвлечь подростков от влияния улицы, от пьянства, от сигарет, от наркотиков. В


ДОСААФ сегодня есть четкая установка: в каждом районе страны должно быть не менее трех спортивных секций. Техническими и авиационными видами спорта занимается уже более 19 тысяч юношей и девушек. Особой популярностью пользуются наши кружки по картингу и мотоспорту, судо– и авиамоделизму, парашютному спорту. По–настоящему массовой стала радиотелеграфия.


— Удивительно, что во времена, когда над небом кружат спутники, а у каждого пацана в кармане мобильный телефон или смартфон, кто–то набивает ключом морзянку.


— Смартфон — уже немножко банально. А вот когда мальчишка–пятиклассник, который занимается радиотелеграфией, выходит на связь с Америкой или Японией, обмениваясь со своими сверстниками информацией, это для него полнейший восторг. Знаете, в ДОСААФ я вступил в 1958 году, когда мне было 14 лет. Отлично помню, как гордился красной «корочкой», которую получил. Как мне было радостно, что хожу в стрелковый тир, учусь стрелять. Когда сравниваю те свои ощущения с настроениями ребят, занимающихся у нас сейчас, понимаю, что практически ничего не изменилось. Значит, мы не сбились с пути!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter