Дорожный смак

Издалека придорожный сервис кажется очень заманчивой коммерческой идей, при ближайшем рассмотрении понимаешь — очень непростой бизнес «Лучший кофе — на дороге». Заверили нас в этом на одной из АЗС под Минском. Мол, знаменитый итальянский кофе «Lavazza» в придорожных кафе и закусочных не является редкостью. Но своим клиентам на этой заправке предлагают наиболее изысканные сорта. Напиток не обманул ожидания. Межведомственная рабочая группа из представителей Минтранса, Минторга и других ведомств продвигалась с инспекцией по трассе М-6 в режиме «то взлет, то посадка». Проедем несколько километров и притормаживаем у очередной заправки, кафе или мотеля. Благо их на шоссе по направлению из Минска в Гродно хватает. По крайней мере, до 57-го километра: в этот день в планах значилось проинспектировать именно этот участок. Впрочем, сейчас детально изучаются все дороги на предмет обеспечения комфортности проезда. Вот-вот по ним потянутся вереницы зарубежных хоккейных болельщиков. И уровень сервиса на трассе формирует первое впечатление о стране. Еще одна заправка, что на выезде из города, прямо у кольцевой дороги. Клиентов хватает круглые сутки. По реализации топлива она стабильно занимает второе место в городе. Хорошо идут продажи и в круглосуточном магазине. Он дает АЗС ежесуточно минимум Br 35 млн. дополнительной выручки, в пятницу и субботу — Br 45—50 млн. Есть и драйв-закусочная — небольшой домик, в котором можно заказать хот-дог, блинчик с начинкой или другой фастфуд, не выходя из автомобиля. Правда, «питательные» услуги доступны только днем. «Пробовали и ночью работать, но клиентов практически нет», — объясняет руководитель АЗС Геннадий Жинко...

Издалека придорожный сервис кажется очень заманчивой коммерческой идей, при ближайшем рассмотрении понимаешь — очень непростой бизнес

«Лучший кофе — на дороге». Заверили нас в этом на одной из АЗС под Минском. Мол, знаменитый итальянский кофе «Lavazza» в придорожных кафе и закусочных не является редкостью. Но своим клиентам на этой заправке предлагают наиболее изысканные сорта. Напиток не обманул ожидания.

Межведомственная рабочая группа из представителей Минтранса, Минторга и других ведомств продвигалась с инспекцией по трассе М-6 в режиме «то взлет, то посадка». Проедем несколько километров и притормаживаем у очередной заправки, кафе или мотеля. Благо их на шоссе по направлению из Минска в Гродно хватает. По крайней мере, до 57-го километра: в этот день в планах значилось проинспектировать именно этот участок. Впрочем, сейчас детально изучаются все дороги на предмет обеспечения комфортности проезда. Вот-вот по ним потянутся вереницы зарубежных хоккейных болельщиков. И уровень сервиса на трассе формирует первое впечатление о стране.

Еще одна заправка, что на выезде из города, прямо у кольцевой дороги. Клиентов хватает круглые сутки. По реализации топлива она стабильно занимает второе место в городе. Хорошо идут продажи и в круглосуточном магазине. Он дает АЗС ежесуточно минимум Br 35 млн. дополнительной выручки, в пятницу и субботу — Br 45—50 млн. Есть и драйв-закусочная — небольшой домик, в котором можно заказать хот-дог, блинчик с начинкой или другой фастфуд, не выходя из автомобиля. Правда, «питательные» услуги доступны только днем. «Пробовали и ночью работать, но клиентов практически нет», — объясняет руководитель АЗС Геннадий Жинко.

Впрочем, этой заправке повезло: географическое положение в придорожном бизнесе играет ключевую роль. Уже в нескольких десятках километров от столицы количество клиентов на АЗС значительно снижается. Соответственно, падают и обороты от розничной торговли и топливом, и другими товарами. Широкий ассортимент помогает «раскрутить» клиента на покупку, но продажи от магазинов более скромные — максимум Br 20—25 млн. в сутки. Это если есть в наличии горячий кофе и фастфуд.

Совладелец и директор белорусско-баварского предприятия «Ориентир-Интернациональ» Григорий Больдюсов утверждает: рентабельность у придорожных кафе очень скромная. «В городе люди идут в ресторан веселиться и тратить деньги, а во время путешествия большинство подходят к вопросу утилитарно и экономят», — делится он своим 20-летним опытом руководства кафе «Парк», расположенным рядом с развилкой дорог на Гродно и Вильнюс. Конкурировать по цене приходится не только с коллегами по М-6, но фактически и с литовцами, и поляками. На европейских трассах сформировался стандарт: полноценный обед из салата, первого, второго и компота должен стоить в пределах 5 евро, а готовиться не более 10—15 минут. На эти параметры и приходится ориентироваться. Тем не менее меню в «Парке» достаточно разнообразное: десятки блюд — от простых и дешевых, до дорогих и интересных. Но Григорий Больдюсов признается: его, скорее, сохраняет по инерции. Путешественники к долгому изучению меню не расположены. Их цель — быстро, вкусно и недорого перекусить. Поэтому в «Парке» сейчас стараются ориентироваться на дежурные блюда.

Бизнес у дороги, по крайней мере кулинарный, достаточно непредсказуем. Например, когда случаются пробки на границах, как утверждает Григорий Больдюсов, количество клиентов сразу уменьшается. Водители фур — основные потребители обедов и ужинов. Но машины эти проносятся мимо кафешек, не снижая скорости: все равно на погранпереходе коротать долгие часы.

В целом же придорожный сервис готов к масштабной встрече путешественников. Если и остались недочеты, то незначительные. Например, еще не во всех кафе успели установить телевизоры для просмотра матчей, провести Wi-Fi… Но времени хватает, чтобы подтянуть все объекты до стандартов. Лично же меня удивил другой парадокс: купить топливо на АЗС за наличную валюту можно, а вот любой другой товар — нет. Впрочем, сейчас везде есть терминалы для оплаты пластиковыми карточками. Больших проблем возникнуть не должно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter