Дорожный хозрасчет

Не первый год Комитет по автодорогам пытается хотя бы частично сделать наши магистрали товаром.
Не первый год Комитет по автодорогам пытается хотя бы частично сделать наши магистрали товаром.

Однако плата за проезд многими воспринимается, мягко говоря, без энтузиазма. Возможно, это противостояние вскоре получит новый импульс: дорожники готовят проект постановления Совета Министров, согласно которому платить за проезд по дороге Брест - Минск - граница России придется водителям не только зарубежных, но и всех отечественных автомобилей.

Многие это воспринимают как абсурд. Мол, не платим же мы за воздух, которым дышим! Увы, сознание того, что дорога обходится государству не дорого, а очень дорого, зачастую отсутствует. Между тем во Франции, Швейцарии, да и в России рыночные отношения в дорожной среде уже реальность. Конечно, речь идет лишь о скоростных, улучшенных магистралях. Подобный подход лег и в основу договора Беларуси с Европейским банком реконструкции и развития, подписанного в 1994 году с целью довести до международных стандартов нашу главную магистраль. Банк выделил около 50 миллионов долларов. И хотя это только 40 процентов затраченных средств, а остальные были взяты из дорожного фонда страны, да и реконструировано с международной помощью всего 234 километра 610-километровой трассы, главным условием выделения кредита было введение за проезд платы. Она стала единственным источником средств для погашения займа, что предусматривается сделать к 2007 году.

Можно было бы оспаривать условия соглашения, если бы не одно "но": от объема собранных за проезд средств все более зависит уровень содержания главной дороги государства. К примеру, за 2 последних года модернизировано еще 135 километров трассы, при этом 40 процентов затраченных средств составила плата за проезд. Однако и с учетом бюджетных ассигнований финансов остро не хватает. В итоге дорога изнашивается быстрее, чем реконструируется: 40 процентов ее эксплуатируется сверх сроков, предусматривающих средний или капитальный ремонт. За год более чем на треть возросла так называемая колейность, составив 102 километра (в однополосном исчислении). Так что, похоже, не без основания гендиректор республиканского предприятия "Белавтострада" Марик Пильчук заявил: без введения платы для всех пользователей содержать дорогу в должном порядке невозможно.

Сколько же придется выкладывать за поездку "с ветерком"? 300 рублей за легковушку, пожалуй, не вызовут особых возражений. Ну а 10 - 20 долларов (в эквиваленте) за проезд 30 - 40 километров с колхозного грузовика - это много или мало?

Вопрос неоднозначный, вызвавший поначалу несогласие у губернаторов некоторых областей. Их аргумент: почему за проезд сельского грузовика по небольшому отрезку трассы надо платить, как за проезд по половине магистрали?

Как дорожники парируют этот упрек? С одной стороны, вся платная магистраль имеет шоссе-дублеры, хотя и не столь высокого качества. С другой - с введением в скором времени еще двух пунктов оплаты сам тариф пропорционально, конечно, сократится. Но дальнейшее дробление трассы с учетом того, что на ней имеется 64 многоуровневых пересечения с другими дорогами, просто нереально. Очевидно, не до конца снимет вопросы хозяйственников и разрешение Минфина относить плату за проезд по международной дороге на себестоимость продукции. Потому, поясняет Марик Пильчук, дорожники ставят целью не принуждать водителей пользоваться трассой, а привлекать туда вполне определенными выгодами.

Какими же? В первую очередь - большей безопасностью. По сравнению с 1995 годом число аварий на трассе снизилось на 40 процентов, погибших - на 30, раненых - наполовину. Скоростная дорога экономит не только время в пути, но и ресурс автомобиля. И то и другое имеет вполне осязаемый денежный эквивалент.

Правда, два последних обстоятельства используются не полностью. Расчетная скорость на модернизированных участках трассы - до 150 километров в час. Однако попытки поднять лимит для легковых автомобилей даже до 120 километров и до 100 - для грузовиков пока не находят поддержки в ГАИ. Более того, на трассе аж 17 постов милиции. И перед каждым, т.е. через 20 - 30 минут пути, приходится резко сбрасывать скорость, а то и останавливаться для предъявления документов. Все это, прямо скажем, не очень вяжется с международным статусом трассы, вызывает повышенный ее износ, удлиняет доставку грузов и раздражает водителей.

Словом, дорога должна стать привлекательным товаром, за пользование которым было бы выгодно платить. Цель, как говорится, благая. Но немало еще предстоит сделать, чтобы ее достигнуть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter