И дым отечества нам сладок и приятен...

Дорожные волки


Часть 11–я, заключительная

Меня разбудил Сергей: «Едем на разгрузку!» От неожиданности я чуть не упал с полки. После шести суток ожидания это была самая хорошая новость. Семь наших машин выстроились длинной кавалькадой и двинулись за монголом–поводырем к месту разгрузки. По пути нашего следования движение в Улан–Баторе перекрыли. Когда прибыли на место и огляделись, оказалось, что мы находимся в пределах прямой видимости того места (магазина в виде юрты), где ночевали в нашу первую ночь в Улан–Баторе. Здесь же монголы строили овощехранилище. Первым на выгрузку заехал вчера прибывший Иван. Он спешил домой на свадьбу родственника. Ребята Ивана уважили, пропустили без очереди.


Молоденький щупленький парнишка–монгол работал на каре. Он аккуратно подгонял кар к машине, осторожно просовывал рога погрузчика в щель поддона и так же осторожно, как драгоценность, снимал груз, отвозил к месту складирования. Парнишка еще только учился работать. Водители терпеливо стояли в сторонке, молча наблюдая за работой молоденького монгола. Не выдержал Сергей Шарко. Мощный, порывистый, он подошел к кару, снял с него парнишку, как ребенка, и сел за руль. Работа закипела. Мальчишка–монгол растерянно бегал за погрузчиком, стараясь хоть как–то поучаствовать в процессе.

Две деловые монголки, принимающие груз, пересчитывали каждую упаковку, записывали количество поддонов. Один из вновь прибывших водителей по–свойски, с крепким словцом, пошутил над молодой монголкой. Та обиделась и что–то сказала своей подружке, строго поглядывая на шутника. Сергей Савич тихо сказал водителю: «Из–ви–нись!» Тот стал просить прощения, мол, не хотел я вас обидеть, и, чтобы окончательно загладить инцидент, решил наградить девушку комплиментом: «Какие красивые девушки работают на стройке!» Монголка свысока посмотрела на него.

На вторые сутки наши три машины были разгружены. Миссия в Улан–Баторе была выполнена, и мы порожняком отправились в обратный путь. Я с легким сердцем уезжал из Монголии, увозя с собой новые впечатления и буддийский сувенир. По дороге на удачу я покрутил барабанчик сувенира. Границу пересекли без проблем и остановились на заправке в приграничном городе Кяхта. На российской стороне собрались дальнобойщики, едущие в Монголию, и наши ребята.

— А это кто с вами? — спросил один из водителей, указывая на меня.

— Я на экскурсии, — ответил я.

— Да–а, надо иметь чувство юмора! — иронично заметил водитель.

По дороге к Улан–Удэ с диспетчерской поступила команда: Сергею Шарко — загружаться в Красноярске, а нам с Сергеем и Николаю — получать груз под Новосибирском на электродном заводе в Линево.

Мы приближались к Байкалу. Погода испортилась, шел дождь. За бортом всего 8 градусов. Байкал встретил нас сурово. Тучи нависли над свинцовой водой. Вдалеке одинокий рыбак сидел в лодке. Остановились у торговых рядов в Бабушкине. Купили кедровых орехов, омуля. В Ореховой Пади Сергей Шарко на прощанье «окунул кость» в Байкал. Было прохладно, и я не стал портить впечатление от своего первого купания в этом прекрасном озере — тогда, как вы помните, светило солнышко и было более 20 градусов тепла.

Грустно прощаться с Байкалом. На заправке нам снова выдали по две фляги байкальской воды, и мы, карабкаясь по серпантину, спустились с гор и погнали к Новосибирску. В Линево загрузились электродами (7 огромных графитовых стержней, каждый по 3 тонны) и двинулись к дому.

Дорога домой всегда кажется короче, однако еще неделю мы преодолевали долгий путь, пока не пересекли границу с Беларусью. Наконец появились указатели: «Дуброўна», «Крупкi», «Барысаў», «р. Бярэзiна». Родные пейзажи, деревеньки, речушки. Позади 15 тысяч километров.

Точно сказал поэт: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой/ И дым отечества нам сладок и приятен».

omr@tut.by

Фото nnm.me

Советская Белоруссия № 18 (24900). Суббота, 30 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter