Дорожная карта Союза

Почему на прошедшем заседании Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России не шла речь о Конституционном акте — предтечи союзной конституции?

В преддверии официального визита Владимира Путина в Минск некоторые СМИ высказывали смелые прогнозы о подписании Конституционного акта и продолжении политической судьбы нынешнего российского президента в качестве главы Союзного государства. Но сенсации не произошло. Впору узреть во всем произошедшем некий тайный смысл. Но есть ли он?
В начале переговоров с российским коллегой Александр Лукашенко отметил, что удивлен ажиотажем вокруг приезда Владимира Путина и добавил: “Здесь нет никакого подтекста”. И в пояснение сказанному: “Мы как дружественные союзные государства встречаемся в Минске, и было бы удивительно, если бы вы не прибыли с официальным визитом”.
Успокоив прессу, два президента тут же ее вновь и заинтриговали. Двухсторонняя встреча длилась не один час, как было запланировано, а четыре с половиной.
Конечно, в ходе беседы в узком составе лидеры двух стран вряд ли могли обойти вопрос союзного строительства, идущего далеко не теми темпами, как хотелось бы. Но факт остается фактом. Президенты демонстративно подчеркивали, что касались в беседе тем более приземленных, но не менее насущных. Владимир Путин отметил, что в ходе разговора тет-а-тет внимание было сконцентрировано на проблемах экономического сотрудничества, в частности касающихся формирования единого экономического пространства и создания полноценного таможенного союза.
Каковы же итоги официального визита Владимира Путина в Беларусь и его переговоров с Александром Лукашенко?
Белорусский лидер заявил, что стороны намерены и в дальнейшем согласовывать свои действия на международной арене. Александр Лукашенко также высказал позицию белорусской стороны относительно расширения ПРО: “Беларусь готова сыграть свою роль в вопросе предполагаемого размещения в Европе элементов системы противоракетной обороны США”. То есть Россия в споре с Америкой может полагаться на официальный Минск. А это немаловажно, учитывая, что одна из американских баз ПРО будет размещена в Польше.
Касаясь перемен, которые могут произойти в России весной будущего года, Александр Лукашенко заявил, что как бы ни сложилась ситуация, “отношения наших народов выше всяких политических раскладов”. Владимир Путин также отметил, что “между нашими народами за века сложились очень тесные связи, в том числе экономические”.
Российское руководство приняло решение предоставить Беларуси кредит в 1,5 миллиарда долларов и сохранить цены на газ, как было оговорено контрактом в прошлом году.
Беларусь и Россия готовы гарантировать стабильные поставки энергоресурсов и на Запад. “Мы не только будем следовать подписанным ранее контрактам, но и будем использовать все обязательства по транзиту”, — пояснил Владимир Путин. “Мы берем на себя обязательства, чтобы богатая Западная Европа чувствовала себя стабильно в отношении поставок энергоносителей. Россия поставляет огромное количество энергоносителей через территорию Беларуси, и тем самым мы вносим огромный вклад в экономическую, социально-политическую стабильность Евросоюза”, — подчеркнул Александр Лукашенко.
Стилистика заявлений лидеров двух стран отличалась прагматичными инициативами, которые не что иное, как продолжение линии на создание крепких суверенных государств Беларуси и России. Это основа, на которой только и может строиться интеграция. И здесь приходится идти непроторенной дорогой. Ссылки на опыт СССР и Евросоюза в данном случае не корректны. СССР удерживала идеологическая скрепа. А ЕС создавали почти полвека процветающие страны Запада. Нынешнее время на постсоветском пространстве сегодня можно сравнить с ситуацией, когда после распада мега-ансамбля каждый его участник стал стремиться к сольной карьере. Это, во-первых, крайне сложно ввиду того, что музыку международной политики заказывают в основном только несколько “мировых продюсеров”, и сегодня претендовать на первые строчки политрейтинга реально может разве что один новый “центр силы” (кстати, признанный так называемой “большой семеркой”, после чего она стала “большой восьмеркой”) — это Россия. А что же другие “выходцы из СССР”? На какие роли согласны они?
Политика Беларуси в этом плане остается последовательной: международное сотрудничество невозможно без равноправных и уважительных отношений. И курс этот выдерживается, несмотря на огромное давление извне.
Этот же принцип переносится и на белорусско-российский Союз. Его развитие шло по-разному. Были спады, были и подъемы. Но главное — Союз сохранен, и все его приводные механизмы исправно функционируют. Бюджет Союзного государства растет (на следующий год рост на 10 процентов), снимаются преграды на торговом пути, выполняются союзные программы и мероприятия (в следующем году их общее число достигнет 38), реализовываются соглашения по созданию равных прав для граждан наших государств. Работает парламент, укрепляются связи между регионами.
Вопросы же Конституционного акта и единой валюты — интеграционная вершина. И ее нельзя взять одним броском. Президенты двух стран неоднократно заявляли, что любые перемены должны идти от жизни. А все остальное — конструкции, напоминающие карточные домики. Зачем строить то, что от легкого дуновения рассыплется?
И в этом смысле двухдневное пребывание Владимира Путина в белорусской столице хотя и прошло без сенсаций, но не стало от того менее значимым. Причем речь не только о делах “внутрисемейных”.
Россия и Беларусь заявили, что их стремление интегрироваться в мировое сообщество остается сутью внешней политики Союзного государства. “Внося вклад в стабильность Европы, мы ждем таких же адекватных действий со стороны европейских стран в отношении наших государств. Нам бы очень хотелось, чтобы Европа понимала проблемы Беларуси и России, взявших на себя эти обязательства”, — сказал Александр Лукашенко на пресс-конференции после заседания Высшего госсовета Союза Беларуси и России.
Европа, не имеющая собственных достаточных запасов углеводородов, весьма чувствительна к поставкам газа и нефти. И здесь многое зависит не только от договоренностей между той же Германией и Россией, но и от транзитных стран. Именно взаимоувязка всех национальных интересов и создает эффект стабильности и гарантий.
Александр Лукашенко также заявил о том, что Беларусь готова тесно координировать свои действия с российской стороной по адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
“В отношениях между двумя нашими странами достигнут наиболее высокий уровень интеграционного взаимодействия, при котором стороны уже вырабатывают совместные действия, осознанно передавая определенные национальные полномочия во имя решения общих задач”, — резюмировал Александр Лукашенко.
Достижение намеченного рубежа подразумевает продолжение движения дальше. Не в этом ли суть интеграции?

P.S. На заседании Высшего госсовета были приняты решения по всем 12 пунктам повестки дня. Объем утвержденного  союзного  бюджета  на  2008  год  превышает 4 млрд российских рублей.
Александр Лукашенко и Владимир Путин подписали совместное заявление по итогам минского саммита. В документе отмечается важность укрепления взаимодействия Беларуси и России в торгово-экономической и топливно-энергетической сферах на принципах суверенного равенства, рыночной экономики, взаимной выгоды и учета интересов.
Беларусь и Россия высказались за скорейшее формирование таможенного союза, создание высокоэффективных совместных производств и углубление промышленной кооперации.
Подписан также меморандум о нынешнем этапе развития экономического сотрудничества между нашими странами.
В  присутствии  президентов  были подписаны два меж-правительственных соглашения — о создании равных условий в области ценовой политики на железнодорожном транспорте и о развитии сотрудничества в области производства и взаимопоставок лекарственных средств. Кроме того, заключен Договор о предоставлении субординированного кредита, согласно которому российская государственная корпорация “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)” (г.Москва) предоставит ОАО “Белвнешэкономбанк” кредит на сумму 30 млн долларов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter