Первый международный фестиваль современных искусств "Арт-Минск" объединит 14 площадок и художественных галерей

«Дорожная карта» нового искусства

— В будущем мы готовы приглашать в качестве независимых кураторов самых разных персон — допускаю, что это может быть и Бэнкси, — наполовину в шутку, наполовину всерьез заявляет директор Центра визуального и медиаискусства «Новая культурная инициатива» Александр Зименко. Речь идет ни много ни мало об очередном масштабном начинании, которое уже в самое ближайшее время встряхнет культурно–художественную жизнь Беларуси — первом Международном фестивале современных искусств «Арт–Минск».

Целый месяц, с 27 апреля по 20 мая, нам предстоит провести на переднем крае современного искусства, и хотя здесь не стреляют и в атаку всей конницей не ходят, страсти кипят. Шутка ли — уже более 800 заявок поступило в адрес организаторов проекта от профессиональных художников и активных любителей всех возрастов от 10 и до 78 лет. Конкуренцию нашим родным талантам составят зарубежные деятели: организаторы обещают выставочные проекты из России, Латвии, Литвы, Эстонии.

— А судьи кто? — вопрошает пришедший на пресс–конференцию пожилой искусствовед, взволнованный тем, что, как и в случае с еще одним большим арт–проектом «Осенний салон», имена членов жюри, осуществляющих предварительный отбор, публиковаться не будут.

Возможности для участников самые широкие. В числе экспертов — как представители актуального искусства, так и строгие академисты, так что затирать никого не станут. И вообще, 14 площадок, от Национальной библиотеки до музея–мастерской Заира Азгура, включая главную — Дворец искусства. Предполагают 14 независимых друг от друга экспертных комиссий. Никаких возрастных ограничений, никакой коммерческой составляющей в выставочных проектах — а это одна из регулярно звучащих претензий в адрес «Осеннего салона»: мол, художники, которые должны быть искателями и борцами, больше думают о хлебе насущном и о том, как потрафить покупателю, нежели о прорывах в искусстве. Так вот, «Арт–Минск» предлагает нашим творцам выложиться по максимуму: удивляйте, восхищайте, бейте на поражение в самое сердце искушенного столичного зрителя! Девиз «Минск смотрит» говорит сам за себя: поразите нас, гении, а уж мы поглядим на вас пристально и внимательно.


Центром фестиваля станет Дворец искусства, вокруг которого группируются все прочие площадки. В городе около 20 постоянно действующих галерей, и варианты участия были предложены всем коллегам, рассказал директор Дворца искусства Александр Зинкевич:

— 14 из них выразили желание работать с нами в этом году. Что касается оставшихся, то это не отказ, а, скорее, логистическая неготовность. Большой проект будем делать с Национальным центром современного искусства, Белорусская государственная академия искусств представляет два своих проекта, галереи Белорусского союза художников «БелАрт» и «Мастацтва» будут представлены персональными авторами, наиболее знаковыми и известными.

Чтобы снять все подозрения (а организаторов крупных проектов всегда и неизбежно подозревают в протаскивании блатных, вкусовщине и кумовстве), независимым куратором форума сделали итальянского арт–критика Стефано Антонелли, специализирующегося на исследовании актуальных практик в искусстве, и дали ему полную свободу действий. Предварительный отбор осуществят белорусы, а вот итоговое решение останется за матерым заграничным спецом, который насмотрелся всего и разного и даже умудрился устроить выставку уже упоминавшегося скандального граффитиста Бэнкси, выставок не устраивающего. Словом, куда уж компетентнее. В итоге хочется надеяться: получим объективную картину состояния белорусского искусства в сравнении с мировым и европейским.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter