Дорогой памяти

Корреспондент «СОЮЗа» принял участие в автопробеге Москва–Минск–Брест–Москва

Корреспондент «СОЮЗа» принял участие в автопробеге Москва–Минск–Брест–Москва


Ни много ни мало, а две с половиной тысячи километров по дорогам Союзного государства проехал корреспондент «СОЮЗа. Беларусь–Россия» в колоне автопробега «Брестская крепость: 1941–2011». А организовали акцию брутальные парни из московского клуба внедорожников УАЗ Патриот «Легенда», посвятив ее памяти защитников легендарной крепости, которая 22 июня отметит печальную дату: 70–летие нападения немецких фашистов на нашу бывшую общую родину — СССР.


Святая память


Готовить пробег участники клуба начали сразу после Нового года, пока, наконец, не собралась команда из более чем двух десятков экипажей. Но в начале нашего рассказа необходимы пояснения. Офицер МВД Максим Зорин, руководитель клуба УАЗ Патриот «Легенда», рассказал мне, что клуб насчитывает около 90 постоянных членов, а с идеей пробега до Бреста выступил один из активнейших членов «Легенды» Михаил Белогуров, кандидат исторических наук, член Союза журналистов Москвы и Гильдии автомобильных журналистов, ставший в результате идеологом и командором пробега.


— После просмотра фильма «Брестская крепость» цель нашего автопробега обозначилась особенно четко: этой акцией мы хотели еще раз напомнить гражданам Союзного государства о грядущей 70–й дате нападения фашистов на Брест и отдать долг памяти людям, первыми принявшим удар агрессора, — поясняет Максим Зорин.


В пробеге приняли участие люди самых разных профессий — от бизнесменов и поваров до водителей и цветоводов. Не надо думать, что среди почитателей знаменитого русского джипа — исключительно крутые парни, гнущие руками подковы. Отнюдь. Ехали целыми семьями. Один семейный экипаж, например, хоть и имел фамилию Крутых, но состоял из молодого папы Алексея, не менее молодой мамы Александры, 12–летнего сына и двух дочерей, младшей из которых едва исполнилось четыре. Малышка, впрочем, достойно переносила тяготы кочевой жизни.


Итак, сотни километров — позади и пора поделиться впечатлениями, а также подвести и некоторые итоги.


Мало дружим?


В Минске я познакомился с замечательным человеком, Дмитрием Сенько, председателем Белорусского отделения Международного общественного фонда имени Г. Жукова. Последнее десятилетие он занимается тем, что пропагандирует в Беларуси имя легендарного русского полководца. Во многом благодаря его личным хлопотам в одном из столичных скверов недавно был установлен бронзовый бюст легендарного полководца. Участники пробега не преминули посетить это место и возложить цветы к гранитному подножию монумента. После чего Дмитрий Сенько проводил нас в среднюю минскую школу N 83, носящую имя маршала Жукова, и показал роскошный музей, ему посвященный.


Потом я напрямую спросил у Дмитрия Андреевича: чего, по его мнению, сегодня не хватает интеграции наших двух государств?


— Мало знаем друг о друге, — посетовал он. — СМИ почему–то широко освещают лишь споры «хозяйствующих субъектов». Со стороны послушаешь — не союзники мы, а чуть ли не первые враги. Но ведь это совсем не так. Я–то хорошо знаю — мы единый народ...


Дмитрий Андреевич прав, мало кто знает, что россияне и белорусы нынче наделены равными правами в обеих странах: свободны в передвижениях и выборе места жительства, перебравшись из одной страны в другую, те и другие получают одинаковые с коренными жителями права в вопросах соцобеспечения и медобслуживания. Да что говорить! Взять банальный переход границы — дело обременительное в любой точке Земли, не добавляющее положительных эмоций. Ничего подобного нет на российско–белорусской границе. Караван уазовских джипов проскочил ее так же легко, как и границу между Московской и Смоленской областями. Увы, наша поездка показала — мало кто из белорусов, а еще меньше россиян, догадывается о всех преференциях, предоставляемых своим гражданам Союзным государством. Причину этого многие мои собеседники в обеих странах видят в слабой пропаганде.


— К сожалению, на Союз работает ограниченный круг печатных изданий и, увы, один общий телеканал, — сетует Дмитрий Сенько.


Того же мнения и Анатолий Хоменко, директор легендарного Московского музея техники им. В. Задорожного, с территории которого стартовал автопробег, и закаленный ветрами дальних странствий джипер из Питера Михаил Смагин, и жители небольшого белорусского городка Несвиж, и многие другие.


Хочется надеяться, что экспедиция клуба УАЗ Патриот «Легенда», колесившая четверо суток по дорогам двух государств, хоть чуточку приблизила решение этой проблемы.


Мы ближе, чем кажется


Может, кого и покорежит это журналистское украшательство, но слова из песни не выкинешь: два дня, пока караван российских джипов, наматывая на колеса километры, двигался к Бресту, лил нескончаемый дождь. Но стоило запарковаться у стен легендарной крепости, как дождь прекратился и выглянуло яркое солнце.


А накануне в Минске, преодолев первые 800 верст пути, участники автопробега под проливным дождем отправились возлагать цветы к станции Минского метро «Октябрьская», где в результате теракта 11 апреля 2011 года погибли люди.


Потом нас опять ждала дорога. Стоит отметить, что из Москвы стартовало 12 экипажей, а в Брест прибыло уже 22. Дело в том, что к автопробегу в пути присоединились экипажи из Санкт–Петербурга, Воронежа и Могилева.


Итак, 8 мая, Брестская крепость. Порадовало огромное количество молодежи, огорчило, увы, полное отсутствие ветеранов Великой Отечественной. Проведя несколько часов на территории цитадели, я, как ни старался, не встретил ни одного пожилого человека с боевыми наградами на груди. Время сделало свое черное дело — ветераны ушли, оставив нам только память.


Эх, дороги! Удовольствие или наказание?


Езда от Москвы до белорусской границы — это преодоление, а от границы до Бреста — удовольствие. Впрочем, это банальный вывод, общее место в записках любого, прокатившегося по трассе М–1.


Возвращаясь из Бреста в Минск, я свернул с «наезженной колеи» и в минскую столицу решил добираться по проселкам через многочисленные белорусские деревни, хоть дальше, но любопытство сильнее. В России этот решительный шаг был бы смерти подобен, ведь в отличие от членов клуба «Легенда», я участвовал в пробеге на обычной легковушке.


Внимание: в Беларуси качество покрытия проселков ничем не отличается от главной трассы. Ничем!


В одном месте наповал сразила картина: отличная двухполоска проходила по берегу небольшого болотца, поросшего редкой осокой, а на болотце, в паре метров от кромки асфальта, кормилась... стая прекрасных белых лебедей.


Не пожалев времени, я развернулся и проехал мимо болотца еще раз, а потом еще... Лебеди даже не повернули головы в мою сторону. До Минска от того болотца было не больше 70 километров. Возможно ли подобное чудо на подмосковных дорогах?


Еще одно наблюдение


Почему белорусские леса не горят в отличие от российских? В прошлом номере «СОЮЗ» поднимал эту тему, но больше теоретически. Здесь такой вопрос не мог бы прийти в голову, поскольку дикий лес в Беларуси столь же ухожен, как в России... парки культуры и отдыха. Нет и намека на высохший валежник, поваленные деревья, сухостой, а места отдыха тщательно оборудованы всем необходимым. Лес тут в принципе не может загореться. Ведь в России городские парки не горят.


Но вот бензин на АЗС Беларуси рублей на 8–9 дороже, чем на российских. Я это вот к чему. Даже у близнецов не все одинаковое. А, например, близкие друзья очень многому хорошему учатся друг у друга. Увы, и плохому тоже, если это глупые друзья. Но мы–то умные.


...9 мая завершающим пунктом автопробега стала «Хатынь». Возложив цветы у мемориала и почтив минутой молчания память погибших здесь белорусов, наша экспедиция отправилась домой. Москва встречала нас салютом Победы. Одним на всех.


Александр Бушев


bush@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter