«Беларусь — страна хлеба и территория мира, взаимопонимания и уважения друг к другу. Это наша философия. Так было и так будет всегда», — заявил Александр Лукашенко на областном фестивале-ярмарке «Дажынкі-2024» в Мостах. И дополнил, что зерно — это золотой запас страны: гарантия уверенного, динамичного развития и процветания государства.
Какие бы гипотезы ни высказывали заграничные скептики, предрекая недобор в этом году урожая, белорусским сельчанам удалось доказать обратное конкретными цифрами: намолотили во всех категориях хозяйств с учетом рапса около 10,3 миллиона тонн. Порадовал рекордный урожай кукурузы: собрали свыше 2,3 миллиона тонн, да и маслосемян рапса больше, чем год назад.
Объем производства зерновых в мире превысил 2,3 миллиарда тонн, слегка уступив показателю прошлого года. Однако земледельцы многих стран, континентов продолжают уверять: год был крайне сложным. Только ли на капризы погоды сетуют фермеры планеты, глядя в незаполненные доверху закрома, или есть другие, не менее весомые причины потерь и сколько стоит буханка хлеба в разных странах в пересчете на наши рубли?
Тема посевной кампании, жатвы в Беларуси много раз звучала на разных совещаниях с участием Президента. Рассматривались конкретные технологии, перспективные направления дальнейшего развития, передовой опыт лучших агропредприятий. Для сравнения: средняя урожайность зерновых и зернобобовых в сельхозорганизациях в 2000‑м — всего 19,5 центнера с гектара. При этом в трех регионах намолотили тогда в расчете на гектар еще меньше. По итогам нынешнего сезона, а учитывая погодные условия, был он не особо благоприятным, в среднем по стране — 38,1 центнера. Значительно приросло по сравнению с теми годами и валовое производство, что, безусловно, свидетельствует о планомерном, эффективном развитии отрасли.
И как отметил Президент на «Дажынках» в Климовичах:
«Если государство производит зерна больше одной тонны на человека, это перспективное государство. Мы в этом году сделали это».
«Если государство производит зерна больше одной тонны на человека, это перспективное государство. Мы в этом году сделали это».
Столь высокий показатель у крупнейших производителей зерна — Франция, США. А вот в Индии, например, производят всего 250 килограммов. В целом зерновая отрасль играет ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности всего мира. Пшеница, рис, ячмень, кукуруза и некоторые другие культуры — основные источники пищи для большинства населения планеты и ключевая составляющая кормов для животных. В мировом сельском хозяйстве зерновые культуры занимают около половины площади пашни, при этом ежегодный спрос на зерно продолжает уверенный рост. Сказывается увеличение населения, соответственно, уровня потребления в развивающихся странах, это приводит к повышению цен, стимулирует инвестиции в производство, рост урожайности.
В топе десяти крупнейших производителей — Китай, Россия, США, Франция, Канада, Бразилия, ряд других стран, которые в общей сложности собирают три четверти от общего урожая. Крупнейшими экспортерами выступают все те же Россия, Канада, Австралия, США, список основных импортеров возглавляют Египет, Индонезия, Турция и Китай. При этом эксперты уверяют, что в ближайшие годы регионы Азии и Африки будут увеличивать спрос.
По информации Минсельхоза России, собранных в этом году 130 миллионов тонн зерновых, из которых 83 миллиона — пшеница, достаточно для обеспечения продбезопасности страны и выполнения экспортных задач — речь идет о поставках около 60 миллионов тонн. Из-за капризов погоды недобрали примерно 20 миллионов, вместе с тем намолот — один из лучших за последние восемь лет.
Однако далеко не многие, даже крупные игроки на зерновом рынке могут назвать этот год успешным. И главный их аргумент — все те же неблагоприятные погодные условия. Хотя только ли погода виновата? Очевидно, есть и другие причины, например, высокие налоги в отдельных странах, отмененные субсидии, экологические препоны, нарушения в цепочках поставок и далее по списку.
Как итог, сотни тысяч крестьян в Европе рискуют остаться без работы и средств к существованию. Неспроста ведь фермеры вновь и вновь выходят на улицы и дороги ряда европейских городов — хотят, чтобы их проблемы были услышаны.
Так, одной из главных причин протестов в 2022‑м стал рост цен на горючее и удобрения, значительная часть которых импортировалась из России, что привело к увеличению себестоимости агропродукции. Впоследствии Евросоюз отменил квоты и пошлины на ввоз украинской агропродукции, что гарантировало избыток дешевой продукции в восточной и центральной частях ЕС и, соответственно, послужило причиной негодования.
Страны Евросоюза, сократив под урожай 2024 года посевные площади зерновых культур, и на 2025‑й умышленно идут на пусть и незначительное, но все же понижение показателя. Речь идет о нескольких процентах, но уверенная тенденция прослеживается. И ведь, что самое обидное, привела к этому неразумная политика своих же чиновников, земледельцы всего лишь пожинают плоды их недальновидности. А тут еще проливные дожди, продолжительная засуха и под занавес неудач — шторм «Борис», окончательно развенчавший все надежды на рекорды.
Как итог, общее производство зерновых в ЕС — около 260 миллионов тонн. Показатель на 3,3 процента уступает прошлогоднему и на 7,2 процента ниже среднего урожая последних пяти лет. При этом урожай пшеницы, а речь идет о более чем 120 миллионах тонн, один из худших за последние 40 лет. Смещение агротехнических сроков из-за проливных дождей, недостаточный налив зерна в период засухи — от этого пострадал не только общий намолот, но и качество. Французские аграрии сетовали на низкий уровень белка и натуральный вес зерна. А так как их мукомольная пшеница — наиболее востребованный товар для мирового потребителя, то именно экспорт и пострадает больше других. По некоторым данным, поставки за пределы ЕС могут сократиться более чем на 60 процентов по сравнению с прошлым годом из-за низкого качества.
Производство ячменя, второй по значимости, занимаемой по посевным площадям зерновой культуре в Евросоюзе, также показало худший результат за последние пять лет. Не особо порадовала урожайность маслосемян рапса, равно как и кукурузы.
Аналитики подчеркивают, что большинство фермеров ЕС хотели бы забыть неудачный сезон как страшный сон, ожидая, что в следующем году все будет намного лучше. Но учитывая сложности, с которыми столкнулись многие во время посевной, мало в это верится. Все те же французские фермеры в октябре в соцсетях делились переживаниями: дожди не позволяли завершить сбор кукурузы, подсолнечника, посеять озимую пшеницу под урожай 2025 года. Один из фермеров, Кристоф Гризон, сетовал, что три гектара кукурузы убирал шесть часов. В подтверждение слов выкладывали видео. Некоторые для удобства оснащали кормоуборочные комбайны гусеницами, чтобы хоть как-то продвигаться по полям.
Да и многим другим странам в этом году не повезло с погодой. Сильные наводнения затопили кукурузные поля в Мексике — погибло до 75 процентов. Аналитики уверяют, что за два года потери урожайности из-за климатических явлений, в последующем сказавшиеся на росте цен на продовольствие и увеличении зависимости от импорта, затронули тысячи фермерских семей по всей стране.
Не обошли стороной ненастья и африканские страны, импортирующие в год около 40 миллионов тонн пшеницы. При этом большинство из них в значительной степени зависят от поставок зерна из других государств. Однако Эфиопия и Зимбабве, например, добились значительных успехов на пути к самообеспечению, к слову, не без помощи, поддержки нашей страны, готовы и далее расширять посевные площади.Правительство Марокко опубликовало окончательные данные по производству пшеницы и ячменя урожая-2024. Урожай пшеницы оказался на 40,6 процента ниже, чем в прошлом году, — 2,47 миллиона тонн. По ячменю ситуация еще хуже — 0,65 миллиона тонн, а это на 52 процента меньше, чем год назад.
Двойной удар заморозков и засухи может существенно сократить производство зерна и в Австралии. Этот список очевидных потерь урожая можно продолжать долго.
Соответственно, и стоимость хлеба на прилавках магазинов разных стран значительно отличается. Например, в Швейцарии буханка весом в полкило стоит в среднем 1,8 — 2,5 евро, иными словами, в пределах 7 — 9 белорусских рублей. В Германии ценник чуть ниже — 1,32 евро, в Латвии за буханку белого хлеба предлагают заплатить около 1,4 евро, а в России — 36 российских рублей, что в переводе на наши — 1,2 рубля.
Буквально столько же он стоит и у нас, при этом товар предложен в широчайшем изобилии. Наверное, не так себе представляли европейские злопыхатели картину, предрекая нам неурожаи зерна, ужесточая на протяжении последних лет санкционное давление на страну. Способны ли они замечать наши успехи, достижения? Ответ очевиден: нет. Дополним лишь, что полученные намолоты — не воля случая, это итог поступательного развития отрасли, кропотливого каждодневного труда наших аграриев, специалистов, внедряющих в производство перспективные технологии, применяя новые сорта сельхозкультур, при этом сохраняя, приумножая лучшие национальные аграрные традиции. Именно все это и помогло получить достойный результат.
bernikovich@sb.by