Дорогой к успеху

Уверенно ведет за собой коллектив «Миноблавтотранса» Виктор Русак

Дорогой к успеху уверенно ведет за собой коллектив предприятия «Миноблавтотранс» Виктор Русак

В качестве генерального директора Виктор Русак переступил порог «Миноблавтотранса» в декабре 2005 года. Пришел он в эту организацию с должности главного советника председателя Минского облисполкома и потому был уверен, что примерно представляет, что его здесь ожидает. Реальную же картину он увидел за два праздничных новогодних дня, когда на собственном автомобиле побывал в нескольких автопарках области. Сказать, что после изучения состояния дел на предприятии Виктор Леонидович испытал чувства сродни шоку, — значит, не сказать почти ничего. Из 26 дочерних предприятий 21 оказалось убыточным. Пассажирский автотранспортный парк на 70 %, а грузовой — на 82 % состояли из самортизированной техники. Об условиях труда почти во всех автопарках и говорить не приходилось: старое оборудование, в мастерских холодно, отсутствие спецодежды, а средняя заработная плата по предприятию составляла всего 419 тыс. рублей. Но самым большим потрясением для Виктора Русака стало осознание: пятитысячный коллектив предприятия давно потерял веру в то, что ситуацию можно изменить в лучшую сторону…

Вот так начинал Виктор Русак пять лет назад – без своей команды, без знания отрасли и ее специфики, без опыта работы на производстве. Однако было огромное желание работать, было умение брать на себя ответственность и четкое понимание того, что без создания команды единомышленников, без сплочения людей вокруг какой-то идеи ничего не получится. И на первом общем собрании объединения Виктор Русак ее озвучил: в транспортной отрасли мы должны стать первыми – по экономическим показателям, по уровню заработной платы, по условиям труда, по качеству отдыха.

Дорога по воплощению идеи в жизнь оказалась непростой. Генеральный директор ощутил противостояние и сопротивление, как говорится, по полной программе. Средний возраст управленческого корпуса составлял свыше 60 лет, и начинать работать засучив рукава почти никто из руководителей особого желания не выказывал. Далеко не всем руководителям пришлись по душе и новый директор с его идеями и неукротимым желанием исправить ситуацию, и предложенный им план работы по выводу предприятия из сложнейшего финансово-экономического состояния. Первой, кто протянул ему руку помощи и поддержки, стала главный бухгалтер предприятия Жанна Скуратович, четверть века проработавшая на этом предприятии. Она стала для него учителем, помощником и мудрым советчиком. Сегодня Жанна Константиновна на заслуженном отдыхе, но Виктор Леонидович никогда не забывает поздравить ее с днем рождения.

Сегодня, спустя пять лет, в Минской области нет ни одного убыточного автотранспортного предприятия, и «Миноблавтотранс» занимает одну из ведущих позиций в системе Министерства транспорта и коммуникаций. Такое устойчивое положение — это результат постоянной работы руководства предприятия и четко разработанной стратегии развития, в которой приоритетными направлениями стали инвестирование средств в основной капитал и обновление подвижного состава. Но успех пришел прежде всего потому, что Виктору Русаку удалось создать и сплотить команду единомышленников. Даже в сложнейшем 2009 году, на который пришелся пик мирового финансово-экономического кризиса, объединение завершило год без единого убыточного предприятия и существенно нарастило экспорт транспортных услуг. Согласитесь, непросто руководить предприятием, «разбросанным» на 40 тыс. квадратных километров, а именно столько занимает на карте республики Минщина. Нелегко управлять пятитысячным коллективом, большая часть которого каждый день разъезжается по сотням дорог и маршрутов. Но у генерального есть команда, есть надежные помощники, и он доверяет ответственные должности людям молодым, энергичным, инициативным, умеющим самостоятельно принимать решения. Сегодня средний возраст управленческого корпуса – 42 года (помните: пять лет назад – более 60 лет. – Прим. автора). Свои коллективы уверенно ведут за собой директора автопарков Александр Шкредов, Владимир Яскевич, Евстафий Каравай, Николай Валетко, заслуженные транспортники Республики Беларусь Виктор Алешко и Анатолий Петлицкий и многие другие. Без слаженной, четкой работы всего пятитысячного коллектива, без видения каждым его работником перспективы развития объединения, я уверена, не было бы тех результатов, которыми сегодня здесь по праву гордятся. Пятилетнее задание по объему инвестиций в основной капитал перевыполнено на 48 %, а по экспорту транспортных услуг — в 2,6 раза. Начиная с 2006 года экспорт услуг увеличен более чем в 16 раз — с 86 тыс. долл. США в 2006 году до 1,4 млн. долл. США в 2010 году. При этом обеспечено положительное сальдо внешней торговли услугами — более 1,34 млн. долларов США. Обновление пассажирского подвижного состава за пять лет составило 82,3 %. С 2007 года «Миноблавтотранс» оказывает туристические и экскурсионные услуги населению по 100 маршрутам нашей республики, государств СНГ и Западной Европы. По итогам 2010 года доходы от туристических услуг превысили 1 млрд. рублей. В ближайшее время автопарки области пополнятся 11 итальянскими комфортабельными автобусами для международных перевозок пассажиров, приобретаемыми за счет иностранных кредитных ресурсов, и 10 автопоездами «Евро-5» для международных перевозок грузов.

Предприятия «Миноблавтотранса» ежегодно расширяют спектр оказываемых услуг по прочим видам деятельности, и поступления от автопредприятий в казну только за 2010 год составили более 13 млрд. рублей. В нескольких автопарках области с открытием школ по подготовке и бесплатной переподготовке водителей на категории «Е» и «Д» удалось решить одну из наиболее серьезных проблем транспортных предприятий – кадровую. После обучения водитель обязан отработать не менее двух лет на предприятии, оплатившем его обучение, а на практике – большинство остается работать постоянно. Созданы сервисные центры по обслуживанию автобусов МАЗ и «Радимичи», что позволило, во-первых, решить проблему ремонта и обслуживания подвижного состава предприятий на месте, без перегона техники в Минск или Гомель, во-вторых, привлечь дополнительные доходы, т.к. сейчас здесь обслуживается транспорт со всех уголков республики. Кроме того, во многих автопарках организованы станции диагностики для прохождения государственного технического осмотра автотранспорта, автошколы для обучения водителей легковых автомобилей и т.д.

По оценке министра транспорта и коммуникаций Ивана Щербо, «Миноблавтотранс» является рекордсменом среди регионов Беларуси по внедрению новейших технологий в транспортную сферу. Так, на всех предприятиях создана автоматизированная система диспетчерского управления, которая работает через радионавигационное оборудование, установленное в автобусах. Посредством GPS-технологий в режиме реального времени диспетчер отслеживает маршрут следования автобусов, соблюдение установленного расписания движения, а при возникновении внештатной ситуации оперативно на нее реагирует. В наступившем году работа по установке этого оборудования на каждом автобусе будет завершена. Успешно работает централизованная диспетчерская служба с использованием новейших компьютерных технологий. В общую систему постепенно будут включены все подведомственные предприятия. Продолжается работа по внедрению на пассажирских терминалах специальной компьютерной системы (СКС) централизованной продажи билетов.

Сегодня работа на предприятиях «Минск­облавтотранса» считается престижной и почетной. В объединение пришло много молодежи, есть несколько десятков семейных династий. Неузнаваемо изменились условия труда, заработная плата выросла более чем в три раза. В коллективе за последние годы возродился корпоративный дух, чувство гордости за свое предприятие, появилась состязательность и стремление добиться лучших результатов в работе, спорте, творчестве. Идея и мечта Виктора Русака, в которую пять лет назад здесь мало кто верил, воплотилась в жизнь в течение одной пятилетки: коллектив – один из лучших в транспортной отрасли республики!

Галина ТРОФИМЕНКО, пресс-секретарь председателя Минского облисполкома

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter