Дорогое удовольствие

Почем метр трамвайного рельса?

Почем метр трамвайного рельса?


1 ноября минчан ждет праздник. По крайней мере, тех, кто уже полгода не может на трамвае доехать до Зеленого Луга. И тех автомобилистов, которые из–за ремонта путей регулярно стоят в пробках. Всегда плотный поток машин на улице Я.Коласа во многих местах движется лишь по одной полосе.


1 ноября трамвай должны пустить по новому пути. Строители заверяли меня, что это будет «настоящий европейский путь!» Ведь как прежде ремонтировали колею? В лучшем случае меняли шпалы и покрывающие их плиты. Быстро меняли. Но через пару–тройку лет покрытие от вибрации рассыпается: ремонт нужно повторять. Что делается быстро и дешево, не бывает долговечным.


На улице Я.Коласа все иначе: долго и дорого. Здесь вообще не будет шпал. Вместо них — мощный, многослойный железобетонный «пирог», уложенный в глубокий котлован. Путь не собран из отдельных рельсов, а сварен в единое целое термитной сваркой — как на скоростных участках железных дорог. Нет стыков — нет и грохота.


Рельс не костылями прибит к бетону, не болтами прикручен, а... вклеен в специальный желоб. Да еще и лежит на резиновых подушках. При мне строители как раз смешивали компоненты полиуретанового «клея» и заливали рельсы. Технологии столь деликатны, что участки пути закрыты шатрами–палатками — как уличные кафе.


Все эти тонкости должны сделать ход трамвая мягким для пассажиров и бесшумным для жителей ближайших домов. Отсутствие вибрации гарантирует работоспособность путей без ремонта на 30 лет!


Так должно быть. Ольга Ищенко, главный инженер проекта ООО «Экомост», заверила меня, что фирма ориентировалась на самый передовой европейский и общемировой уровень. В проект заложены самые современные материалы и технологии.


В КУП «Минсктранс», который был заказчиком проекта, более осторожны в оценках. Опыта строительства и эксплуатации таких путей предприятие не имеет. Для отработки технологии был сооружен лишь короткий участок в трамвайном депо. Но каковы в реальности будут шумы и вибрации — предстоит понять лишь при эксплуатации.


Праздничные ожидания пассажиров омрачает одно: «европейский путь» пролег лишь по двум коротким участкам. Один — между улицами Дорошевича и Б.Хмельницкого, другой — между Калинина и Белинского: всего–то 1 км 300 метров. На остальной длине маршрута (и большей его части) — от улицы Красной до Зеленого Луга — трамвай будет грохотать по–прежнему.


Когда дойдет до полной реконструкции? В ООО «Экомост» даже заказ на проектирование пока не получали. В «Минсктрансе» пояснили, что отремонтировать все трамвайные пути должны до 2011 года. Средства предусмотрены в бюджете Минска. Строго говоря, данные участки были в плане 2009 года, но деньги дали раньше. Дескать, спасибо и на том.


Сколько же стоит бюджету новый трамвайный путь? Ответа нет! Хотя имеется сметная стоимость работ. В ООО «Экомост» назвали... 2,4 млн. рублей! Это в «базовых ценах» 1991 года: так принято. Сумма включает строительно–монтажные работы, стоимость материалов, зарплату строителей. В «Минсктрансе» дали существенно большую: 5,8 млн. рублей в тех же «базовых ценах». Она предусматривает полное обновление магистрали с заменой дорожного полотна, контактной сети, опор, устройством подземных коммуникаций и т.д. Это позже.


Ясно, что названные суммы ни о чем читателю не говорят. А можно ли точно оценить метр или километр нового трамвайного пути в понятных цифрах — как стоимость квадратного метра жилья? «Нельзя!» — заверили в обеих организациях. Дескать, есть специальные индексы для пересчета, но дело это сложное и читатель все равно ничего не поймет.


Рискнем предположить. Специализированное российское издание сообщает, что 1 километр однопутной трамвайной линии, проложенной по современным технологиям, стоит 36 — 40 млн. рублей. Выходит, что два пути, как в нашем случае — до 80 млн. Легко подсчитать (по сегодняшнему курсу Центробанка РФ), что 1,3 км стоят около 4 млн. долларов. Недорого!


Но издание подчеркивает, что речь о «чистом» монтаже новой линии. Сумма резко возрастает, когда идет реконструкция действующих путей в городе — с перекрытием движения, пробками, отменой маршрутов, заменой асфальта, подземных коммуникаций и т.д. Как в нашем случае! Не ближе ли нам другие цифры? Петербургская газета пишет: «...ремонт трамвайного участка на проспекте Энгельса стоит


1 миллиард 600 миллионов рублей». А это уже около 60 млн. долларов!


За ремонт, конечно, спасибо! Минчане не меньше прочих европейцев заслужили удовольствие ездить в трамвае с комфортом, мягко и бесшумно. Хорошо бы еще, чтобы ожидание не слишком затянулось и чтобы удовольствие не было слишком разорительным. И предполагало зримую перспективу. Но это тема для отдельного разговора...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter