Дорогое удовольствие

ПАРК зерноуборочных комбайнов Лидского района насчитывает 104 единицы. Еще несколько есть в агротехсервисе и ОАО «Лидлен», которые предполагается задействовать на приусадебных участках и фермерских хозяйствах. Они в основном — 72 — лидского производства, 14 — гомельского, остальные – «Джон Диры», «Лексионы», «Меги» и три CF-80. К жатве предполагается приобрести, если считать покупкой первоначальный взнос в размере 54 миллионов рублей, еще 10 гомельских зерноуборочных комбайнов. В хозяйства направлены телефонограммы с предложением изыскать необходимую сумму денег.

Для того чтобы подготовить зерноуборочную технику к жатве, хозяйствам надо 5—6 дней доить коров.

ПАРК зерноуборочных комбайнов Лидского района насчитывает 104 единицы. Еще несколько есть в агротехсервисе и ОАО «Лидлен», которые предполагается задействовать на приусадебных участках и фермерских хозяйствах. Они в основном — 72 — лидского производства, 14 — гомельского, остальные – «Джон Диры», «Лексионы», «Меги» и три CF-80. К жатве предполагается приобрести, если считать покупкой первоначальный взнос в размере 54 миллионов рублей, еще 10 гомельских зерноуборочных комбайнов. В хозяйства направлены телефонограммы с предложением изыскать необходимую сумму денег.

Но как за такой короткий срок набрать более чем полмиллиарда рублей, если заметно подорожали топливо, запчасти, особенно на импортную технику, туки, другие материально-технические ресурсы? Ведь еще совсем недавно первоначальный взнос за аналогичную технику был в полтора-два раза меньше.

Сегодня уже некоторые не в восторге от импортных тракторов или комбайнов. Пугает цена, а потом и стоимость обслуживания, которая может довольно быстро раскошелить любое сельхозпредприятие. Одни запчасти подорожали в три раза, другие — в пять. Нужен, например, подшипник для кормозаготовительного комплекса — готовь за него около 320 тысяч рублей, в шесть раз больше, чем до подорожания. Набор модулей на роторную косилку, которую неизвестно как считать: отечественной — так как собрана у нас, или импортной из-за большого количества зарубежных комплектующих — оценивается уже более чем в восемь миллионов рублей. Пару месяцев назад за них просили три миллиона. Держатель граблей-валкообразователей еще совсем недавно можно было приобрести за 230 тысяч, а сегодня он уже тянет за миллион!

Подобные примеры корреспонденту «БН» приводили специалисты сельхозпредприятий и райсельхозпродов, не понимая, откуда берется такая цена. Курс доллара, на который теперь привыкли ссылаться, здесь явно ни при чем. Слишком уж непропорциональный рост.

Обеспечением уборочной кампании топливом и запасными частями для импортной техники озабочены сегодня многие. Эта проблема затрагивалась недавно и на заседании Президиума Совета Министров, когда рассматривалось выполнение Республиканской программы строительства новых и модернизации действующих зерноочистительно-сушильных комплексов на 2011—2015 годы, а также готовность сельхозорганизаций к заготовке кормов и проведению уборки нынешнего урожая. Только на закупку топлива в июне—сентябре хозяйствам требуется более двух триллионов рублей. Уже проработана схема финансирования закупок ГСМ, определены источники поступления финансов — собственные средства предприятий и кредитные ресурсы. Но на то время для проведения уборочной кампании хозяйствам не хватало более 670 миллиардов рублей только на приобретение топлива. Редакция располагает данными, что некоторые сельхозпредприятия и в эти дни работают «с колес» или имеют однодневный его запас. Из-за дефицита ГСМ в одном из районов на некоторое время вынуждены были даже приостановить заготовку кормов.

На заседании Президиума Совета Министров Правительство поддержало предложение Минсельхозпрода по финансированию недостающего объема закупок, поручив решить этот вопрос совместно с Министерством финансов. Так что без топлива никто не останется. Но не меньшую озабоченность вызывает у хозяйственников и обеспечение импортной техники запасными частями. Ведь в сельхозорганизациях работает около тысячи единиц таких машин.

— С выбором запчастей для импортных комбайнов проблем действительно нет. Но цены на них у каждой фирмы-поставщика свои и заметно колеблются на одни и те же изделия, — с возмущением рассказывал главный инженер Лидского райсельхозпрода Валентин Островец. — Поэтому вынуждены были провести среди них своего рода тендер. Разница на одно и то же изделие иногда отличается заметно, так как может пройти через одну, две или даже три фирмы. И каждая пытается получить свой навар.

— Только для подготовки техники к кормозаготовительному сезону, большинство которой у нас импортная, мы расходовали около 350 миллионов рублей, — рассказывает председатель ЛРСУП «Можейково» Казимир Рахатко. — Дело в том, что срок эксплуатации одного «Джон Дира» десятый сезон, второго — восьмой, поэтому расход денежных средств на обслуживание этой техники очень большой.

При подготовке к жатве трех зерноуборочных «Лексионов» и одной «Меги» работники инженерно-технической службы недавно принесли руководителю на подпись счета для оплаты... на 75 миллионов рублей. Удивляться действительно есть чему. Но это еще не все. Вместе со специалистами хозяйства прикидываем потребность в остальных комплектующих и оказывается: чтобы вывести импортные зерноуборочные комбайны в поле, надо раскошелиться на 150 миллионов рублей. В то время когда по старым ценам это потянуло бы от силы на 30—40 миллионов рублей. Теперь эту разницу придется компенсировать дополнительным количеством молока, мяса, зерна, другой продукции. Тому же «Можейкову», например, который ежедневно расходует около пяти тонн топлива и получает более 20 тонн молока, для полного обеспечения четырех импортных зерноуборочных комбайнов запчастями придется 5—6 дней доить коров.

Сегодня в сельхозпредприятиях в очередной раз просчитывают свои возможности и потребности в топливе, во что оно обойдется, на чем можно сэкономить. Никто не сомневается, что выращиваемый урожай будет убран. Но для этого потребуются дополнительные финансовые средства. Тому же Лидскому району, например, понадобится на жатву около 500 тонн солярки и 80 тонн автомобильного бензина. Удорожание только дизтоплива произошло примерно на 400 миллионов рублей.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter