Дорогое неудовольствие

О стоимости дорог

«Пути–дороги» — словосочетание устойчивое, давнее. Даже устаревшее: мало говорит о качестве передвижения. В современной жизни важно именно качество плюс скорость и цена. Сегодня дороги и пути — элементы инфраструктуры, на которые не принято жалеть средств.


На каждый километр хорошей дороги примерно поровну тратят в Германии (11 — 14 млн. долларов) и Чехии (10 — 12 млн.), вдвое больше — в Швейцарии (20 — 26), вдвое меньше — в США (4 — 9). Близкие к американским цифры показывают Китай (2,9 млн.) и Бразилия (3,6), а рекордные — Россия. Там 1 км четырехполосной автострады в среднем стоит 12,9 млн. долларов, зато некоторые участки дороги Москва — Санкт–Петербург обойдутся в 134 млн., четвертого кольца Москвы — около 400!


Достоверную стоимость «белорусского» километра узнать не удалось: пришлось считать. Представитель «Белавтодора» на днях сообщил, что дорога М–4 Минск — Могилев реконструируется за счет кредита Беларусбанка в сумме 830 миллиардов рублей, выделенного в 2010 году. По тогдашнему курсу выходит около 1,5 млн. долларов за километр: очень дешево! Вдвое дешевле китайской магистрали, в 6 — 7 раз — чешской. По курсу действующему сумма просто недостаточная, что «Белавтодор» и подтверждает: дефицит составляет 1,5 трлн. рублей. Больше, чем было выделено.


Но не сомневаюсь, что в срок (или почти в срок) вся 260–километровая магистраль будет сдана. И те, что соединят Минск с другими областными центрами. Они будут вызывать столь же одобрительные мнения транзитеров, как и магистраль М–1 Брест — Москва. Как, впрочем, и многие другие.


Российский автомобильный журнал опубликовал итоги тест–драйва американской машины премиум–класса, которую ждут в московских салонах. Но ландшафты на фото очень уж знакомы. Разгадка нашлась в конце: место для теста люксовой модели редакция выбрала... в Беларуси. Да не на трассе М–1, а на дорогах под Несвижем. То есть местных, но при этом «по–европейски комфортных». Свою дозу восторгов получили и разметка, и чистота обочин, и предупредительность наших водителей. Это не мнение «чайников» на форуме, а оценка профессионалов!


Вы заметили, что белорусские дороги в последние годы становятся новым имиджевым знаком страны? О них все чаще говорят: почти как в Германии. Хотя стоят дешевле. Ладно, горькую пилюлю я подсластил: пора переходить к пилюле.


«Пути–дороги» включают также городские улицы и трамвайные рельсы. Достоверно установлено, что они обходятся нам гораздо дороже, чем должны. Комитет госконтроля оценил эффективность использования бюджетных средств, выделенных на строительство, ремонт и содержание объектов улично–дорожной сети Минска. Оплошали все: проектировщики, заказчики, строители, контролирующие их администрации... Проверено 9 организаций, оказалось, что 8 миллиардов рублей уже были «освоены» незаконно либо неэффективно, еще 15 ждала та же участь.


На реконструкции трамвайных путей по улице Долгобродской строители применили лукавые расценки, которые в десятки раз (!) превысили реальные затраты. Только на этом они незаконно получили более 3,1 млрд. рублей! Вспомнилось, что реконструкцию путей (тогда еще по улице Я.Коласа) газета критиковала не единожды. Их строили долго и, наверное, дорого: на мощной железобетонной подушке. Через полгода после пуска на асфальт выползли полутораметровые «змеи» изолирующей мастики. Чего–то проектировщики недоучли. Значит, трамвай уже не столь бесшумен, как должен был быть по их замыслу. Трех лет не прошло, а асфальт вдоль рельсов уже разрушается: придется класть новый. Хотя обещалось, что пути будут служить десятилетиями.


Про новый трамвай минского завода «Белкоммунмаш» тоже можно сказать: почти как немецкий. Про пути этого не скажешь. Почему, кто виноват в браке, во сколько обойдется переделка? Я имею право задавать эти вопросы. Если дороги строят на кредитные ресурсы, то ремонтируют пути и содержат городские улицы — на бюджетные. Значит, за мои и ваши, читатель, деньги. Если за комфорт магистралей я готов раскошелиться на премию дорожникам, то приписки путейцев и коммунальников не вызывают желания их поощрять.


Усилиями госконтроля деньги возвращены в бюджет. Проектировщики и строители наказаны административно и дисциплинарно. Утешает, что не уголовно. Значит, деньги, по крайней мере, не украли. 15 миллиардов рублей, которым контролеры не дали раствориться в воздухе, должно хватить на 1 км хорошей четырехполосной дороги.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter