Дорого или дешево - все равно сердито

Ворота мастерской распахнулись, и мастер широко улыбнулся: "Забирайте машину.
Ворота мастерской распахнулись, и мастер широко улыбнулся: "Забирайте машину. Все в порядке, как новенькая". Действительно, еще не старый, 1997 года выпуска, "Фиат-Брава" тронулся без проблем. А уже буквально через 3 дня после замены шаровой опоры подвеска опять застучала. Попытки вновь обратиться в автосервис оказались безрезультатными - то выходные были, то подъемник не работал, в общем, пришлось моему знакомому разбираться самому. И каково же было его удивление, когда выяснилось, что грохот издавало неприкрученное колесо! По сути, только везеньем можно объяснить то, что оно не отвалилось где-нибудь на дороге и не произошла трагедия.

А вот еще один случай - пример "качественной" работы автоумельцев, который произошел с автором этих строк. После замены разбитого на столичных дорогах поддона двигателя на станции, кстати, считающейся одной из лучших в Минске, подъехал к перекрестку. Когда загорелся красный сигнал светофора, автоматически нажал на педаль тормоза, которая... провалилась в пол. К счастью, в этот момент на перекрестке не оказалось других машин и мне удалось спокойно остановить машину "ручником". Вернувшись на станцию, выяснил, что мастер просто забыл поставить на место шланг, входящий в тормозную систему. Всего-то! "Умельцы" посчитали, что такая мелочь даже извинений-то не требует.

Таких "мелочей", которые иначе, как преступной халатностью, и назвать-то сложно, в работе отечественного автосервиса немало.

Но что самое любопытное: как бы ни ругали автолюбители мастеров, какую бы халтуру те ни делали - кроме общих разговоров в курилках и на кухнях, ничего не происходит. Все соглашаются с тем, что нынешнее состояние автосервиса - затянувшаяся болезнь. Но как ее лечить и кто должен быть доктором, этого, похоже, не знает никто.

Не претендуя на истину в последней инстанции, корреспондент "СБ" попытался разобраться в сложившейся ситуации, и вот что из этого получилось.

Условно автосервис можно разделить на три категории: фирменные станции, частники-индивидуалы и нелегалы - те, кто работает без всяких документов.

По данным Госстандарта, сегодня только в столице и Минской области 960 субъектов хозяйствования имеют сертификаты и могут официально оказывать услуги по обслуживанию автотранспортных средств. Как рассказал начальник отдела сертификации продукции и услуг в отраслях машиностроения РУП "Белорусский государственный институт метрологии" (БГИМ) Сергей Красичков, существующий порядок вроде бы предполагает наличие условий для достаточно качественного уровня автосервиса.

В соответствии с действующей нормативной документацией, предприятия автосервиса подразделяются на три категории: А, В, С. Категория "А" - фирменные станции, уполномоченные предприятиями-изготовителями. "В" - те, кто оказывает определенные виды услуг или работ по фирменному обслуживанию отдельных моделей, а также те услуги, по которым не предъявляются специальные требования. "С" - предприятия, оказывающие услуги, не требующие обязательного фирменного обслуживания.

Для того чтобы получить сертификат определенной категории, субъекту хозяйствования нужно выполнить ряд условий. Среди них наличие необходимых для ремонта площадей, измерительной и диагностической аппаратуры, специальной литературы и некоторые другие. Если все требования выполнены, предприятию выдается сертификат со сроком действия до трех лет.

Не забыты и права потребителя. Согласно утвержденному порядку, в местах оформления заказов должна быть информация о перечне услуг, оказываемых предприятием (с указанием конкретных марок и моделей автомобилей), гарантийные обязательства, расценки, книга отзывов и предложений...

Думаю, не многие знают, что претензии по качеству и объему выполненных услуг могут быть предъявлены по техническому обслуживанию - в течение 20 дней при пробеге не более 2.000 километров, по текущему ремонту - в течение 30 дней при таком же пробеге. А гарантия на ремонт кузова, его элементов, полную и частичную окраску - 6 месяцев. Причем эти сроки - минимальные. Клиентам следует также помнить и о том, что в случае использования в обслуживании запасных частей, предоставленных заказчиком, сроки действия гарантийных обязательств должны соответствовать минимальным и распространяются на устанавливаемые запчасти.

То есть вроде бы все предусмотрено и учтено. Забыли прикрутить колесо, тормоза не сделали - требуй, если жив остался, возмещения ущерба. Можно даже жалобу написать в орган, выдавший сертификат халтурщикам.

Однако не все так просто, как хотелось бы. Так сказать, по жизни известно - если выехал за ворота автосервиса, то реально доказать, что именно у них при ремонте чего-то недокрутили или не сделали, очень сложно. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что в абсолютном большинстве в мастерских не выписывают заказ-наряды. И расчет происходит наличными без лишних свидетелей.

Конечно, можно возразить: дескать, сами виноваты, надо требовать оформления бумаг. Рискну предположить, что, попробуй потребовать в каком-нибудь СТО, расположенном в гаражном кооперативе, оформить заказ-наряд, тебя в лучшем случае вежливо попросят поискать иную мастерскую. А если обратишься на так называемые фирменные станции, то будь готов к тому, что за работу, которую умелец в гараже оценивал долларов в 30, здесь попросят больше сотни.

Конечно, на крупных СТО оформят бумаги, но, увы, это не гарантия качественного ремонта. Даже более того, сегодня молва о многих фирменных станциях идет такая, что туда врагу не пожелаешь ехать. При мне на такой фирменной произошла показательная история.

Клиент пригнал машину: надо было поменять тормозные колодки. В соответствии с правилами станции, оставил авто на подъемнике, а сам покинул ремонтную зону. Оказалось, что снять колесо большая проблема, то ли грязь, то ли приржавело - не известно. Обычно для таких случаев существуют специальные съемники. Но их на тот момент поблизости не оказалось. В итоге, оглянувшись по сторонам, мастер, убедившись, что хозяина рядом нет, снял колесо с помощью кувалды. При этом погнул тормозной диск.

Когда колодки были заменены и колесо поставлено на место, оно, естественно, стало издавать характерный звук. На вопрос хозяина авто: "Что это?" - ему невозмутимо пояснили: "Колодки новые. У всех так. Притрется". И человек, заплатив деньги, уехал. Как он потом, когда понял, в чем дело, поминал этих мастеров и эту станцию - нетрудно догадаться. Но самое обидное, что доказать он уже ничего не мог. Мол, мало ли когда и как диск погнул...

Получается так: что за большие деньги на фирменной станции, что за меньшие у индивидуалов - результат чаще всего одинаковый и далеко не всегда положительный.

И все же, если на крупной СТО халтурщика-мастера хоть как-то можно понять - у него зарплата небольшая, ответственность минимальная, интересы клиента ему постольку поскольку, то вот почему позволяют в работе брак частники-предприниматели, мне, не побоюсь этого слова, рыночнику, понять трудно...

В поисках ответа корреспондент "СБ" пообщался с несколькими индивидуальными предпринимателями, представителями, так сказать, официального автосервиса. Если свести воедино их ответы, то получится, что декларируемое мнение о борьбе за клиента - чушь. У нас среди автолюбителей много, как они их называют, "лохов". А раз так - более-менее старательно ремонтируют только знакомым, а всем остальным - как получится. Все равно никто никуда жаловаться не ходит. Доказать что-либо практически невозможно. Вот и цветет пышным цветом халтура.

А что же нелегалы? Тут - еще один парадокс. Как правило, они берут машины только у знакомых. Деятельность свою, естественно, не афишируют. Расценки у них по сравнению с официальными самые божеские. Да и вопросов по качеству к ним, как правило, меньше всего. Кому же охота со знакомыми ругаться. Но почему люди готовы вступать в конфликт с законом, а не работать легально?

Свою позицию мой знакомый автослесарь Игорь объяснил очень просто: "Посуди сам, зачем мне официальная мастерская? Как только я оформлю документы, ко мне пожалуют пожарные, санстанция, милиция. У них у всех есть машины, которые придется бесплатно ремонтировать. Откажешь - сразу начнутся проблемы, санкции, проверки, штрафы. Не вдохновляет на честный труд и нынешняя налоговая политика. Многие мои друзья, кто рискнул в свое время официально оформить бизнес, разорились. Сейчас все они перешли в тень.

Да и с сертификацией не все так просто. Сегодня ко мне приехали на "Мерседесе", где, к примеру, надо отрихтовать крыло, а завтра заедут на "Запорожце" с неисправной подвеской. И то, и другое я могу сделать. А если я оформлю сертификат, то получится, что я смогу ремонтировать только, к примеру, "Ауди" какого-нибудь 1980 года выпуска, на которую у меня будет техдокументация. А все остальные марки и модели трогать нельзя. Зачем мне такой сертификат?

Болезнь автосервиса - это отражение состояния всего общества. Напрочь отсутствует производственная культура, люди не болеют за свой труд. И никакими административными методами ничего изменить не удастся".

Вот так. С одной стороны, вроде сделано все, чтобы автобизнес развивался и был цивилизованным, с другой - практика показывает, переломить, во всяком случае сегодня, мировоззрение работающих в этой сфере людей не удается. А что же делать простому автолюбителю, куда податься?

Некуда. Как бы грустно это ни звучало, но это действительно так. Единственный выход - заводить нужных знакомых из числа профессионалов. Есть, правда, еще одна идея, но реально ее осуществить достаточно сложно. В принципе, числящиеся на хорошем счету автомастерские есть. Но сведения о них передаются, как говорится, из уст в уста. Вот если бы публиковались независимые рейтинги на основе мнений автолюбителей, где каждый мог бы высказаться о работе той или иной мастерской! Наверняка работники кувалды и лома задумались бы, нужна ли им такая реклама. Да и клиентам при выборе мастерской было бы куда посмотреть.

А пока, хотим мы или нет, автосервис в большинстве своем остается либо легально-халтурным, либо теневым.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?