Дорогие наши мамы!

Президент посетил Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя»
Президент посетил Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя»

Как нас, журналистов, учат выбирать тему? Если тебе самому это интересно, значит, говорят, будет интересно и читателю (зрителю, слушателю — в зависимости от твоей аудитории). Вчерашнее мероприятие с участием Александра Лукашенко на все сто отвечало этому критерию. Несмотря на новомодные веяния вроде партнерских родов (в центре «Мать и дитя», к слову, специально для этих целей оборудовали несколько палат), для мужчин роддом навсегда останется храмом, святая святых. Уже только поэтому его посещение вызывало у нас, сильной половины президентского пула, какой–то священный трепет. Интерес журналисток был несколько иного рода. Большинство из них — матери, они осматривались со знанием дела и, казалось, с некоторой завистью по отношению к нынешним роженицам. Особенно любопытно было наблюдать со стороны за одной коллегой, которой в свое время довелось рожать именно здесь. Напрасно она пыталась отыскать знакомые места. Родильный дом, который и в прежние–то времена считался лучшим в Минске, сегодня изменился до неузнаваемости. Чтож, лучший подарок к Дню матери сложно придумать.

Строго говоря, Президент не открывал роддом, поскольку тот, собственно, уже работает. Те, кто бывает на улице Орловской, могли заметить жизнь в отремонтированном здании. Причем реконструкцию удалось завершить в кратчайшие сроки — почти на год раньше первоначально запланированного. На очереди другие объекты центра «Мать и дитя» — акушерско–гинекологический, педиатрический корпуса. Все строения, непосредственно предназначенные для лечения людей, распорядился Александр Лукашенко, должны быть реконструированы уже к концу 2007 года. Хозяйственные и вспомогательные постройки следует делать во вторую очередь.

Директор центра Константин Вильчук рассказывает, что здесь находятся беременные женщины из разных регионов Беларуси, которые страдают различными заболеваниями вроде сахарного диабета, увеличивающими риск осложнений. «У нас есть все необходимое оборудование, чтобы выхаживать детей таких пациенток. Даже если вес ребенка — всего 500 граммов. Причем это самая современная аппаратура, на которой работают наиболее квалифицированные специалисты. Мы используем лапароскопы, робототехнику, лазеры и многие другие технологии, которых нет не только в Беларуси, но и в СНГ», — говорит медик.

В центре — более тысячи сотрудников, из них около 200 — непосредственно медицинский персонал, а более 30 человек имеют научные степени. Директор отмечает, что в центре царит хорошее настроение. И это не случайно: «Мы принимали активное участие в реконструкции, зачастую работали плечом к плечу со строителями. Так что здесь все сделано, чтобы бежать хотелось не только домой, но и на работу».

Центр, как рассказал К.Вильчук, порадует еще одним новшеством, или открытием, — первым государственным отделением вспомогательных репродуктивных технологий. До сих пор метод экстракорпорального оплодотворения могли себе позволить только частные клиники. Цена услуги составляла порядка 2,5 тысячи долларов. В центре «Мать и дитя», говорит его директор, она будет снижена на 20 — 30 процентов.

В Беларуси сегодня реализуется сразу несколько масштабных программ, направленных на улучшение здоровья матери и ребенка. За последние годы с их помощью удалось значительно повысить качество медицинской помощи. Существует два универсальных показателя — материнская и младенческая смертность, которые являются критериями развития медицины и, не будет преувеличением сказать, государства в целом.

Что касается материнской смертности, то в 1997 году она составляла 27,5 человека на 100 тысяч живорожденных. В этом году — уже 15. Еще одна отрадная тенденция — уменьшение количества абортов более чем на треть за последние пять лет.

Ситуацию с младенческой смертностью вообще следует охарактеризовать как большой успех. В нынешнем году этот показатель составляет 5,3 промилле (промилле означает — на тысячу новорожденных). Эта цифра выводит Беларусь в число мировых лидеров. Впереди только Франция и Канада.

Вчера Александр Лукашенко в сопровождении директора центра «Мать и дитя» совершил небольшую экскурсию по палатам и кабинетам роддома. Президент традиционно сделал подарок учреждению, которое посещает, в этот раз — четыре огромных моющих пылесоса.

На выходе из роддома Александр Лукашенко ответил на несколько вопросов журналистов.

О центре «Мать и дитя»:

— Конечно, это высочайший уровень. Поставлена задача: коль мы взялись за модернизацию, не должно быть, как в советские времена, — тяп–ляп и разошлись. Должно быть самое современное оборудование — пусть даже мы дороже заплатим, но скупой платит дважды. Мы — европейское государство. Мы всегда об этом говорим. Но чтобы это не кичливо выглядело, надо быть европейским государством прежде всего в здравоохранении и образовании.

О государственной политике в области демографии:

— Если в стране нестабильно, неспокойно, если мать переживает за детей, если родители боятся своего ребенка отпустить на улицу без надзора — я думаю, в таком государстве не очень–то будут рожать. Сегодня мы имеем относительную стабильность, нам есть чем накормить детей. И за то, что наши женщины сегодня стали рожать, надо им низко поклониться в пояс. Я вижу здесь и результат работы соответствующих государственных структур.

За последние годы благодаря интенсивной работе мы вышли по детской смертности на уровень ведущих государств Европы и мира. Этот концентрированный показатель говорит о многом.

Назначая нового вице–премьера Александра Косинца (он сам врач), я ему четко сказал, особенно после одного случая в Гомеле, когда мать умерла из–за головотяпства обслуживающего персонала, что о каждой смерти ребенка должен быть доклад лично вице–премьеру. Это подстегнуло медицинский персонал неимоверно.

Если говорить о чем–то глобальном, наверно, самое глобальное — это модернизация нашей системы здравоохранения. До 2010 года полностью завершим эту работу. Если родильные дома, то будут только такие, как этот, не хуже. Планку мы опускать не будем. Это будут огромные капиталовложения, но это стоит того.

О ценах на жилье:

— Снижать цены всегда сложно. Я хочу, чтобы вы понимали, что я требую. Я не думаю, что нам нужно вторгаться в рыночные цены там, где богатые люди строят элитное жилье, вторую, третью квартиру. Для нас очень важно взять на контроль жилье социальное. У нас в очереди полмиллиона человек, которые не имеют жилья или которые нуждаются в улучшении жилищных условий.

Я когда–то сказал, что квадратный метр жилья должен стоить 450 долларов. Михаил Павлов добавил: «Еще и меньше». То есть мы уже считаем. Но здесь есть одна проблема. Сегодня все ринулись в строительство жилья. Потому что можно заработать в 5 — 6 раз больше, чем потрачено на строительство. Как и кого заставить строить это «дешевое» жилье? Слава Богу, что мы не приватизировали весь строительный комплекс. Значит, будем просто плановым образом, директивно определять каждому государственному строительному предприятию объемы строительства. Это во–первых. Во–вторых. Если мы инвестору даем хорошую площадку для строительства, значит, часть квартир он должен продать государству по установленным ценам. И третье, что очень важно, за что я переживаю, — чтобы мы этим самым не задушили строительные организации. Есть очень много нюансов, над которыми мы сегодня работаем, их нужно учесть и, как говорят медики, не навредить.

О выборах в местные Советы депутатов:

— Советы нам нужны «от жизни»: не политизированные, не партийные, не крикливые, не шумливые. А если кричать и шуметь будут — то только по делу. Поэтому нам нужны деловые местные Советы депутатов, чтобы там были люди с мест: врачи, учителя, рабочие, крестьяне. Они должны представлять все население.

О дебюрократизации и принципе «одного окна»:

— В общем, могу сказать, пока этот процесс идет не успешно. Меня это не удовлетворяет. Как там обстоят дела, я еще точно не знаю, я вам искренне об этом говорю.

Недавно прошло совещание по контролю за табачным рынком. Это был жесточайший разговор. Еще один такой разговор — и мы останемся без отдельных членов Правительства, а может, и без Правительства в целом. Я не намерен терпеть невыполнение решений Президента или неполное их выполнение. Или если выполнят, то так, что становится хуже, чем было. Поэтому я буду лично основные процессы контролировать там, где были даны мои поручения.

Одна из наиважнейших проблем — это дебюрократизация. Поставлена задача: доложить мне, что там происходит на самом деле. Следующая тема, которая еще раньше будет доложена, — это ход строительства агрогородков.

Табачный, алкогольный, автомобильный, топливный рынки — сферы, которые приносят государству большие доходы или очень значимы для народа, — будут в поле зрения Президента. Уверен, у меня хватит сил для того, чтобы наладить процессы здесь должным образом.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter