Дороги работают на экономику, или О том, как РУП “Витебскавтодор” заботится о качестве своих автомагистралей

Витебская область занимает первое место в республике по количеству автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 человек населения. Их общая протяженность на Витебщине — 2773 километра! Интенсивность движения возрастает в весенне-летний период. Представляете: в сутки по дороге проезжает до 4000 автомобилей! И если бы просто какие-нибудь “джипы” или “жигули”, а то ведь и тяжеловесный крупногабаритный транспорт. От такого натиска даже новенькое асфальтобетонное покрытие может не выдержать.

За сохранность дорог отвечают дорожники, люди, которые строят, создают дорожную сеть и знают, как ее сберечь. В целях сохранности дорог в весенний период разработан целый комплекс мероприятий, направленных на защиту дорожных покрытий от разрушения вследствие увлажнения грунтов и воздействия повышенных осевых нагрузок транспорта, а также — от противоправных посягательств со стороны вандалов.
— Реальная работа по сохранности и защите автомобильных дорог, по возмещению ущерба и вреда, причиняемых автодорогам при их ненадлежащей эксплуатации — вот ключевой момент всей производственной деятельности дорожников, — считает генеральный директор предприятия Адам Коноплич.
На весы, пожалуйста
Заместитель начальника отдела содержания автомобильных дорог и безопасности движения Евгений Рожков говорит, что в этом году так называемые сезонные ограничения для тяжеловесного транспорта установлены на период с 20 марта по 1 мая, и понятно, что не для всех дорог они одинаковы.  Ряд автотрасс, построенных до 1991 года, рассчитывался под невысокую нагрузку, поэтому на таких дорогах максимально допустимая нагрузка на ось транспортного средства может быть до 6 тонн, а для вновь построенных, реконструированных и отремонтированных — уровень допустимой нагрузки выше.
Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций сезонные ограничения массы и нагрузок на оси транспортных средств не распространяются на автомобили, перевозящие пассажиров, животных, скоропортящиеся грузы, а также на перевозчиков, которые участвуют в предотвращении или ликвидации чрезвычайных ситуаций. 
Почему все-таки весной наши дороги оказываются столь уязвимыми?
В период, когда земляное полотно после зимы оттаивает, тяжеловесный транспорт пагубно влияет на дорожное покрытие, контраст температур (то заморозит, то оттает), — все это негативные факторы, от которых страдает дорожное покрытие. Из-за них появляются дефекты в виде выбоин, трещин и просадок. Летом вредит высокая температура: в воздухе чуть выше 25 градусов — опять считай потери от ущерба. Кстати, упомянутым выше постановлением ограничено движение тяжеловесного транспорта в дневное время суток с 10 до 22 часов при температуре выше 25 градусов с 1 июня по 31 августа.
— Надзор за соблюдением пользователями дорог введенных сезонных ограничений мы проводим совместно со службами Госавтоинспекции и транспортного контроля РУП “Белдорцентр”, — продолжает Евгений Рожков. — Для этого организованы постоянные и передвижные посты.
На дорогах РУП “Витебскавтодор” действует пять стационарных постов весогабаритного контроля в пунктах пропуска Редьки, Лиозно, Езерище, Бигосово, Полоцк и два передвижных.
Так что в период ограничений движения для проверки весовых и габаритных параметров транспортных средств службы весогабаритного контроля обязательно попросят перевозчика заехать на специальные весы. Может быть, кому-то это и не нравится, но таковы законы логики — береженого Бог бережет.
Конечно, перевозчики время сезонных ограничений переносят болезненно: им надо план по грузоперевозкам выполнять. Но нанесенный дорогам ущерб может превышать их потери. Работаем мы совместно с Госавтоинспекцией, Белдорцентром слаженно.
Тесное взаимодействие всех заинтересованных структур помогает оперативно решать вопросы контроля движения транспортных средств в обход основных и дополнительных маршрутов. Передвижные посты работают по графику, исходя из интенсивности движения и объема грузоперевозок.
Благодаря проводимым мероприятиям по реконструкции, капитальному и текущему ремонтам состояние дорог поддерживается в надлежащем технико-эксплутационном состоянии. Это позволяет на некоторых из них сезонные ограничения не вводить вообще. Так, например, в этом году ограничения не вводятся на дорогах:
М-8/Е95 граница Российской Федерации (Езерище) — Витебск — Гомель — граница Украины (Новая Гута) и Р-20 Витебск — Полоцк — граница Латвийской Республики.
Пожелаем перевозчику безопасного пути
Заместитель генерального директора РУП “Витебскавтодор” Леонид Смуклавский отвечает как раз за производственную составляющую своего предприятия, в которой вопросу содержания дорог отводится главное место.
— Леонид Ефимович, какой период года для дорожников самый беспокойный?
— Круглый год приходится выполнять основные объемы работ по содержанию автомобильных дорог. Ведь мы должны систематически поддерживать их в чистоте и порядке: убирать мусор, скашивать траву, вырубать деревья и кустарники. Много делается по устранению повреждений дорожных покрытий и искусственных сооружений, по обслуживанию инженерного оборудования. В зимний период, в снегопады порой круглые сутки приходится выполнять работы по очистке и обработке дорог противогололедными материалами.
— Как оцениваете состояние дорог после зимы?
— Наибольшие разрушения дорожной “одежды” приходятся на сезоны с неблагоприятными погодными условиями, т.е. на зимний и весенний периоды эксплуатации, когда на дорожное покрытие воздействуют температурные перепады и агрессивные химические составы. Основная проблема — образование ямок. Но после внедрения новых механизмов для проведения ямочного ремонта в зимний период ликвидация ямок осуществляется круглогодично.
— Что предпринимается специалистами предприятия, чтобы дороги становились более комфортными и безопасными?
— За три года выполнен значительный объем работ по капитальному ремонту дороги М-8/Е95 Граница Российской Федерации (Езерище) — Витебск — Гомель — граница Украины (Новая Гута). Реконструирован участок автомобильной дороги Р-20 Витебск — Полоцк — граница Латвийской Республики (Григоровщина) до г.п.Шумилино, эти работы ведутся и дальше. Но тут есть другая сторона медали: с повышением качества дорог у водителей появляется больше соблазна к высоким скоростям. Из-за превышений скорости растет аварийность. Сегодня на повестку дня выходит проблема повышения безопасности движения.
— Какие предложения вы разрабатываете вместе с Госавтоинспекцией по программе безаварийного движения?
— Программа по повышению безопасности дорожного движения включает в себя проведение различного рода мероприятий. Это и устройство пешеходных дорожек, тротуаров, и установка наружного освещения, и создание искусственных неровностей, и др.
— Леонид Ефимович, дорожную машину легко узнаешь по раскраске, мигающему сигналу, ваши работники всегда в спецодежде со световозвращающими вставками. Все это свидетельствует о том, что наведение порядка всегда хорошо начинать сначала внутри самой организации, а потом требовать выполнения мероприятий по благоустройству и на закрепленных территориях. Что удается осуществить в этом плане?
— Апрель — месяц подготовки дорог к летней эксплуатации. Это и очистка водоотводных устройств мостов, путепроводов, ликвидация мест застоя воды на проезжей части и обочинах, устранение недостатков в установке и внешнем виде дорожных знаков, окраска их стоек и барьерных ограждений, ремонт и установка новых скамеек и мусоросборников на автобусных остановках и площадках отдыха, всего и не перечесть. Мы стремимся делать так, чтобы было приятно и нам самим, и пассажирам, и перевозчикам.
Каждый понедельник — санитарный день на дорогах. Люди начали привыкать к тому, что на дорогах всегда порядок.
— А какой принцип исповедуете в отношении вандалов, которые нет-нет да и поломают то скамейку, то беседку?
— Это проблема общей культуры населения, перевоспитать человека труднее, чем установить беседку. Приходится выбирать последнее. Устраняем поломки, ставим новое. И люди уже постепенно меняют свое отношение к этому. Не зря говорится: красота спасет мир.

Полезная информация В 2006 году работниками РУП “Витебскавтодор” отремонтировано 32 км покрытий на участках автодорог, проходящих по населенным пунктам. Отремонтировано 224 автобусные остановки, установлено 50 автопавильонов и 78 отремонтировано, некоторые из них — с элементами художественного оформления. Контактный адрес: 210026, г.Витебск,  ул.Суворова, д. 16,тел./ факс (0212) 36-56-47
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter