Дороги полны ожиданий

Чистота и отличные дороги. Гости, впервые посетившие Беларусь, из позитивных впечатлений на первые места неизменно выносят именно такие наблюдения...

Чистота и отличные дороги. Гости, впервые посетившие Беларусь, из позитивных впечатлений на первые места неизменно выносят именно такие наблюдения. Сами же мы к этим благам давно привыкли и считаем чем–то само собой разумеющимся. Однако стоит все же время от времени сравнивать былое и настоящее. Сделать это легко. Достаточно в районе Столбцов съехать с брестской трассы и прокатиться до Барановичей по сохранившемуся участку старого шоссе. Дорога тоже вполне ухоженная, но с многополосной современной магистралью сравнения, естественно, не выдерживает. Сразу становится ясен колоссальный масштаб вложенных труда и денег. А возвращаются ли эти огромные инвестиции?


Пока лишь частично. Многие видели терминалы на трассе Брест — Москва. За проезд по ней платят в основном перевозчики. Водителям легковых машин с белорусскими номерами сразу включается зеленый. В среднем за год бюджет получает прибавку около 60 млн. долларов. Систему имеет смысл развивать. Особенно с учетом планов реконструкции всех крупных магистралей страны. Работы на «Могилевке», кстати, уже близки к завершению. Частично реконструированы трассы по направлениям от Минска к другим областным центрам. И этот процесс продолжается. Дороги становятся все комфортнее, а за комфорт, как известно, надо платить. Это обычная мировая практика. Тема и стала центральной на совещании у Президента.


Речь шла о создании принципиально новой электронной системы взимания платежей. Она будет работать в автоматическом режиме. Но до того как Эрвин Топлак, руководитель австрийской компании–инвестора «Капш ТрафикКом», начал презентацию проекта, Александр Лукашенко четко обрисовал условия сотрудничества. Основных — два. Внедрение системы не должно негативно повлиять на транзит. А главное, не ударить по кошельку граждан. Тут, забегая вперед, скажу: легковые автомобили по–прежнему будут ездить по дорогам бесплатно. Причем не только наши, но и партнеров по Таможенному союзу.


Господин Топлак рассказал о принципе действия системы. На АЗС, других объектах придорожного сервиса будут продаваться специальные приборы для установки в автомобили. Бизнесмен передал образцы Президенту. Вполне компактные устройства размером с пачку сигарет. На платных участках дорог устанавливаются порталы. При проезде сквозь них транспорта деньги со счета списываются автоматически. Пополнить баланс можно также на трассах в местах продажи приборов. Просто и эффективно. О чем говорят некоторые сравнения.


Автоматика не требует изменения скоростного режима на трассе. Плюс подсчитано, что недобор платежей на ныне действующих платных участках — около 20 процентов. Австрийцы гарантируют собираемость до 97 процентов, но не менее 95. Гарантия — обязательство за свой счет покрывать недобор, если он будет ниже. Общий объем инвестиций — 267 млн. долларов. Если аналогично развивать традиционную систему, заметил заместитель Премьер–министра Анатолий Калинин, потребуется денег в 2 — 2,5 раза больше. Срок окупаемости проекта — три года. В течение этого времени инвестор будет получать 40 процентов собранных платежей. 20 процентов — возврат вложений, 20 — плата за обслуживание системы. После возврата инвестиций (белорусская сторона материальных ассигнований не вносит) наша доля возрастает до 80 процентов. При этом все расходы по обслуживанию системы в течение 20 лет и ее обновлению раз в пятилетку будут нести австрийские партнеры. За это время белорусской казне она принесет порядка трех миллиардов долларов. И еще один штрих: австрийцы обещают не менее 30 процентов локализации производства оборудования. То есть от трети до половины его будет изготавливаться на наших предприятиях. Соответствующие переговоры уже ведутся с Госкомвоенпромом.


Замысел интересный. Президента интересовал лишь один вопрос: насколько с экономической точки зрения обоснован расклад 80 на 20? Почему не 15, 12, 10?.. Судя по всему, этот вопрос все еще дискуссионный. Как сметливый бизнесмен Эрвин Топлак сориентировался быстро, заверив, что при росте транспортного потока «Капш» не будет возражать против снижения своей доли. Компания смотрит вперед. У нее немалый опыт в создании систем управления транспортом в целом. Для нашей страны и особенно Минска вопрос обретает все большую актуальность. Австрийцы и здесь вполне могут выступить партнерами. Тем более что сам холдинг «Капш» в Беларуси не новичок. По словам Эрвина Топлака, его телекоммуникационное подразделение сотрудничает с одним из наших сотовых операторов.


Итогом совещания стало поручение Президента еще раз проработать финансовую сторону вопроса. При том, что оговоренный срок возврата инвестиций — святое. А поскольку Эрвин Топлак посетовал на отсутствие исчерпывающей нормативной базы сотрудничества, Александр Лукашенко распорядился подготовить проект соответствующего указа. В нем должны быть учтены все нюансы партнерства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter