Дороги пахнут битумом. И хлебом

За две последние недели довелось проехать по шоссейным трассам Минск—Могилев—Бобруйск—Минск и Минск—Бегомль—Браслав на автомобиле. Причем оба путешествия совершал в предвыходные и выходные дни. На что прежде всего не мог не обратить внимания?

Что  прячут  за  крутыми  косогорами  зерновых  полей  скоростные  трассы  и  кто  моргает  фарами  в  зеркало  заднего  вида? 

За две последние недели довелось проехать по шоссейным трассам Минск—Могилев—Бобруйск—Минск и Минск—Бегомль—Браслав на автомобиле. Причем оба путешествия совершал в предвыходные и выходные дни. На что прежде всего не мог не обратить внимания? Ясное дело, сами трассы не знают выходных. Но вот в чем, собственно, вся соль: поля, точнее, зерновые плантации вдоль дорог в эти июльско-августовские дни не знают их тем более. Впечатления, кроме того, что волнуется, поет, ощущая добавленный к «аромату» раскаленного солнцем и водными испарениями  битума запах   свежеобмолоченного хлеба, душа? Пожалуй, еще вот это: не у всякого, кто сел за руль автомобиля, в поведении на дороге читается истинное уважение и тем более почтение к тому святому делу, которое в режиме «он-лайн» демонстрируют их окна и даже зеркала заднего вида. Но обо всем по порядку… 

«Сегодня же вечером позову к себе начальника ДЭУ, — раздраженно бросил мой знакомый руководитель, когда при осмотре уборочной диспозиции под Браславом его «Нива» почувствовала глубину колеи. – Ведь сказано же было: перед уборкой отгрейдировать все дороги, по которым пойдет на тока зерно. Так, собственно, и сделали, по два раза я не привык повторять. А вот этот участок, видимо, забыли…» 

Ладно, что там крохотный участок проселочной дороги, который, я уверен, назавтра же на рассвете выровняли. На некоторых прогонах автомобильной трассы между Докшицами и Глубоким по-прежнему (об этом уже доводилось как-то писать!) так подбрасывает, что, не ровен час, не только зерно из кузова улетит в кювет, но и грузовик вслед за ним. Вот уже, наверное, чертыхаются в адрес дорожников водители... 

Знаете, для меня лично нет лучшего аккомпанемента во время движения, чем рокот мощного комбайнового двигателя, никакой навороченный диск в магнитоле не одолеет этот хлебный «хит» сезона. И более привлекательного придорожного ландшафта, чем золотистый газон стерни с крутыми горками спрессованной соломы, тоже нет. Даже если машина оборудована кондиционером, выключаю его и открываю настежь окно, чтобы надышаться ароматом обмолоченного зерна. Натуральный, знакомый и родной освежитель воздуха в салоне! 

Возвращаясь из Могилева в Минск, уже где-то к вечеру не выдержал, притормозил у обочины трассы, за которой завершалась «битва» за урожай роскошного (по-моему, с семенной пшеницей) участка. Красивая, величественная и очень волнующая душу битва. Комбайны, причем далеко не старые, а почти с иголочки, в том числе и импортные, завершив через полчаса последний загон, выстраивались в колонну и выходили на шоссе. С зажженными фарами, с огромными жатками наперевес мощно прошествовали они возле моего крохотного автомобиля, обдав стойким «перегаром» мельницы и ГСМ. 

Последняя машина неожиданно остановилась, из комфортной кабины выглянул улыбающийся комбайнер и крикнул: «Может, помочь чем надо?» — «Спасибо, — кричу радостно в ответ, — не надо, сам бы хотел вам предложить помощь». — «Управимся, с такой-то техникой! Вот только  погоду вы уговорили бы не мешать», — махнул на прощание рукой комбайнер и дал полный газ. Я сел в машину, обогнал колонну и приветливо отсалютовал сигналом своим кормителям. И в зеркало заднего вида заметил их подмигивание фарами в ответ… 

Уже за рулем ностальгически вспоминал, как в школьные годы любил работать в августе на уборке. Сам ведь деревенский, и отец, почитай, всю сознательную жизнь отработал в колхозах, в том числе почти тридцать лет — председателем, мать — агроном по образованию. На току мне нравилось не особо, там, знаете, есть романтика, а ощущения собственной значимости маловато. А вот на стоговании соломы, да вместе со взрослыми бывалыми мужиками! С тех самых пор, пожалуй, и испытываю неподдельное волнение всякий раз, когда вершится на земле это святое дело – уборка хлеба. И в студенческие годы, и  в более зрелом возрасте стараюсь по возможности подставить свое плечо хлеборобам. Пусть даже и не всегда буквально в поле. За всю историю проведения в суверенной Беларуси «Дожинок» не пропустил, кажется, ни один из этих искренних праздников. Нет здесь никакой позы или желания коллекционировать модные тусовки, в этом моя жизнь и мои принципы, если угодно. Кстати, и в этом году ждет меня в родном деревенском саду не сжатая пока полоска ячменя, куда собираюсь в ближайшие выходные, и даже в отпуск… 

А в ту субботу ехал я из Могилева со свадьбы. И там, как принято у белорусов (хотя свадьба и носила международный столбцовско-могилевско-лондонский колорит), молодых родители встречали хлебом-солью и осыпали гости зерном нового урожая. Жаль, конечно, если никому из сторон – жениха Александра и невесты Екатерины – не повезло (а может, повезло?) на подобные дорожные впечатления и встречи. Впрочем, какой ценой достается хлеб, как он попадает на стол, в том числе и праздничный, уверен, отлично знают в Столбцах, Могилеве и даже, надеюсь, в Лондоне. Важно было в данном контексте другое: хлеб – основа жизни. Как и семья, свидетелями создания которой мы только что стали. Вот почему даже встретившееся нам у дороги гнездо счастливых по-своему аистов показалось тоже хорошей приметой. Тем более что старший, надо полагать отец, из этой птичьей семьи буквально перед самой «фотосессией» вернулся от комбайнов, которые трудились неподалеку. Не знаю, как людям, но себе они точно «принесли» детеныша и сейчас с помощью хлеба насущного ставили прочно его на ноги и на крыло… 

Примерно та же картина спустя неделю повторилась и на трассе Минск—Бегомль—Браслав. В смысле, то и дело встречались на пути комбайны, трактора с соломой, стогометатели. Мы вежливо и чуть ли не с поклоном уступали им, спешащим на другие поля, дорогу. А в это время диктор по радио зачитывал сводку свежих ЧП на дорогах страны. И вот те на: поздно ночью на трассе Минск—Воложин литовская фура-автовоз нагнала и буквально снесла с дорожного полотна комбайн! Слава Богу, все живы, но какова степень безответственности и неуважения со стороны водителя машины! 

Комбайны сегодня, на мой взгляд, главные транспортные средства на любых дорогах. Они спешат убрать хлеб. Все остальные могут и должны подождать. Если уж не поклониться хлеборобам… 

На снимке: мгновения придорожных фотовпечатлений. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter