Дороги, которые нас выбирают

Вчера Президент побывал на Минском автомобильном заводе.
Вчера Президент побывал на Минском автомобильном заводе.

...Мне рассказывали, что перед приездом Президента рабочие с главного конвейера спорили: не связано ли посещение предприятия со скорой перспективой его приватизации. Я подошел к одному слесарю. Поинтересовался его мнением по этому поводу. Не раздумывая, рабочий ответил: "Она МАЗу незачем. И у меня, и у моих товарищей позиция такая: нам приватизации не надо. Главное, чтобы двигатели стабильно поступали, да не сокращали рабочие места". Но, наверное, на заводе есть и другие мнения... Так что, думаю, для многих рабочих МАЗа было важно услышать мнение Александра Лукашенко, который однозначно заявил: "Люди должны знать: мы ни в коем случае не ставим вопрос о приватизации МАЗа, БелАЗа и других подобных предприятий".

На первый взгляд, цифры говорят о том, что опасений за будущее отрасли быть не должно. Но внешние обстоятельства серьезно корректируют этот вывод. Как известно, подавляющая часть продукции МАЗа и родственных предприятий экспортируется в Россию. Там с помощью государства интенсивно восстанавливает позиции КамАЗ. Кроме того, введение европейских экологических норм потребовало от наших предприятий дополнительных затрат, компенсировать которые повышением цен не удается.

Все увереннее чувствуют себя на российском рынке европейские производители, доля которых превысила 20 процентов. А кризис, охвативший западную экономику, серьезно обострил конкуренцию во всем мире.

Все это дает нашим автомобилестроителям повод ставить перед Президентом вопрос о государственной помощи ведущим предприятиям отрасли. "Надо временно компенсировать потери от перехода на производство техники стандарта Евро-1 и Евро-2 с тем, чтобы в ближайшие годы за счет обновления производства ощутимо снизить ее себестоимость и восполнить упущенное", - отметил в беседе со мной министр промышленности Анатолий Харлап. Предполагается, что только МАЗу на ближайшие 5 лет понадобится без малого 250 миллионов долларов инвестиций, найти которые в полном объеме предприятие само не может.

Обсуждение путей развития автомобильной промышленности и стало главной темой совещания, проведенного Александром Лукашенко на МАЗе. Президент еще раз подтвердил известную истину: западные фирмы реально поддерживать конкурента в лице наших предприятий не будут. Следовательно, в приватизации МАЗа сейчас никакого смысла нет. Вместо этого Президент поставил перед правительством, Министерством промышленности, автомобилестроителями блок взаимосвязанных задач. Необходимо финансово оздоровить отрасль, усовершенствовать ее структуру, технически перевооружить производство. В частности, на совещании рассмотрены варианты создания в автомобильной промышленности двух крупных производственных объединений во главе с МАЗом и БелАЗом соответственно с их последующим преобразованием в холдинги. Это позволит углубить специализацию и концентрацию производства и снизить себестоимость продукции. "Но не должно быть увеличения численности чиновников", - заявил при этом Президент.

А будет ли государством оказана МАЗу финансовая помощь? Подобный вопрос, как отметил Александр Лукашенко, директора ставят перед ним каждый год. И, как правило, государство не отказывало в поддержке, понимая, что на попавших в трудное положение заводах и фабриках работают граждане нашей страны. Но, отметил Президент, надо понимать и то, что если мы кому-то что-то даем, то отнимаем это у других. Наши граждане между тем достойны лучшего.

В любом случае помощь может предоставляться только на возвратной основе. Вот почему, пообещав ответить на финансовую просьбу мазовцев в ближайшие дни, Александр Лукашенко потребовал доложить, какую отдачу получило государство от предоставленных в предыдущие годы автозаводу льгот и преференций.

Вне зависимости от того, какое Президент примет решение по тому или иному конкретному вопросу, совершенно очевидно, что он сделает все возможное для становления ведущей промышленной отрасли. "Автомобилестроение в Беларуси было, есть и будет", - отметил Александр Лукашенко.

Справка "СБ".

Сегодня автомобильная промышленность Беларуси насчитывает 21 предприятие, где работают 78 тысяч человек. Отрасль достаточно динамично развивается. К примеру, на МАЗе за 5 лет освоено производство 300 моделей и модификаций грузовиков и 36 - автобусов. Выпуск техники увеличился за это время в 2,56 раза (в сопоставимых ценах). Во многом благодаря автопрому успешно справилось в прошлом году с установленными показателями развития и Министерство промышленности в целом.

Справка "СБ".

В 2002 году государственная финансовая помощь МАЗу составила 1,6 млн. долларов, в то время как выручка - 425,2 млн., а выплаты в бюджет и внебюджетные фонды - 61 млн. долларов (в эквиваленте).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter