Сразу два премьерных спектакля выпустил Белорусский государственный молодежный театр

Дороги, которые нас выбирают

Абсурд и интерактив — два полюса современной театральной эстетики

В Белорусском государственном молодежном театре ударили по зрителю дуплетом премьер. На большой сцене прошла премьера спектакля «Дом посреди весны» литовского режиссера Саулюса Варнаса. А на Малой сцене актер и режиссер Алексей Шутов выпустил интерактивный спектакль «СкелеТЫ». Два совершенно разных спектакля, рассчитанных на разную аудиторию. Два противоположных взгляда на предназначение и задачи театрального искусства, о которых впору вспомнить сегодня, в Международный день театра.

«Дом посреди весны» — притча о поисках идеала от Саулюса Варнаса.

Постановка «Дом посреди весны» — в полном смысле этого слова авторский спектакль литовского режиссера Саулюса Варнаса по мотивам пьесы Эжена Ионеско «Жажда и голод». Сложный почерк господина Варнаса белорусские театралы хорошо знают по его постановкам в Могилеве, где он работал главным режиссером Могилевского областного драматического театра. Режиссер всегда ставил сложные задачи, перед зрителем не заискивал, призывал к диалогу. В могилевских спектаклях на полную мощь раскрылся драматический талант актера Ивана Труса, перешедшего сегодня в театр имени Я. Купалы и сыгравшего одну из ролей в фильме «Авантюры Прантиша Вырвича». Неудивительно, что оба становились лауреатами Национальной театральной премии: Трус — в актерской категории за «Крейцерову сонату», Варнас — как режиссер за «Фрекен Жюли». Тандем работал очень плодотворно. В Могилеве Саулюс уже выпускал спектакль с одноименным названием «Жажда и голод» по пьесе Ионеско с Иваном Трусом в главной роли. Желание «пошаманить», выбиться из общего ряда, отойти от стереотипов у режиссера и актера в той работе вылилось в живописное и запоминающееся театральное полотно.

В спектакле Молодежного театра мы снова видим сложный, ассоциативный театр, требующий от зрителя сосредоточенности и мозгового штурма. Главный герой истории Жан (Дмитрий Бойко) в какой-то момент решает покинуть свой дом и супругу (Марина Блинова) и отправиться в путешествие, не сумев больше выносить рутину повседневности. Жан стремится к одному ему ведомому идеалу, его влекут таинственные мечты и фантазии. Мечтатель, а может, просто легкомысленный эгоист?..

Классик театра абсурда французский драматург румынского происхождения Эжен Ионеско в пьесе «Жажда и голод» развернулся вовсю. Это пьеса-путешествие, в которой автор успевает и проанализировать состояние дел в современной семье, и метафорически обозначить волнующие его общественные проблемы. Саулюс Варнас снова с упоением выстраивает на сцене режиссерский ребус.

В отличие от камерных историй «Лысая певица», «Бред вдвоем» или «Стулья», «Жажда и голод» — вещь густонаселенная. Актеры Молодежного театра с азартом отправились в путешествие вслед за режиссером и примерили на себя новые образы. Но кого-то из зрителей претенциозность режиссерского стиля и его многозначительность может и оттолкнуть. Отдельные сцены выглядят слишком напыщенными, два действия спектакля слишком разные по эмоциональной температуре. Спектакль «Дом посреди весны», как дорогая ваза: приобрести не решишься, любуешься издалека. Войти дважды в одну и ту же реку режиссеру не удалось: прежнего легкого поэтического дыхания в нынешнем спектакле нет.

А вот «СкелеТЫ» Алексея Шутова — премьера в совсем иной стилистике. Шумная, динамичная, лишенная пафоса. Молодые актеры то и дело обращаются с вопросами в зал, вовлекая и зрителей в сценическую игру по всем правилам популярного сегодня интерактивного театра. Никакой «четвертой стены», никакой отгороженности. У моего соседа на предпоказе артиста Александра Шарова в какой-то момент попросили сигаретку и даже вытянули на сцену. Правда, для чего — непонятно. Иногда кажется, что повальное увлечение интерактивным театром можно было бы уже и прекратить.

«СкелеТЫ» — интерактивный дебют в режиссуре известного актера Алексея Шутова.

Спектакль поставлен по идее популярного итальянского фильма «Идеальные незнакомцы». В российском кино уже появлялась своя кино­адаптация этой картины — комедия «Громкая связь». В Санкт-Петербурге в Театре «На Литейном» по мотивам сценария фильма Паоло Дженовезе выходил спектакль «(НЕ)принятый вызов» в постановке Сергея Морозова.

Для актера театра и кино Алексея Шутова, выпускника ВГИКа (мастерская Армена Джигарханяна и Альберта Филозова), «СкелеТЫ» — дебют в режиссуре. После окончания ВГИКа он работал в театре Джигарханяна, снимался в кино и сериалах. Шутов известен зрителям по работам в кинопроектах «Вызов» и «Возвращение Мухтара». В 1998-м даже сыграл эпизод в эпохальном «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова. С 2017 года актер работает в Молодежном театре.

Для своего режиссерского дебюта Алексей Шутов выбрал вполне житейскую историю. Компания давних друзей встречается на выставке нейрографики. Сегодня этому направлению дают обозначение как «изобразительный метод работы с подсознанием», «эффективный способ изменить жизнь в лучшую сторону», «графический метод, благодаря которому можно раскрыть внутренний потенциал и изменить шаблоны поведения». Каждому зрителю перед началом спектакля даже предложат сделать свой рисунок в стиле нейрографики. Мы увидим на сцене и работы в этом стиле художника Ольги Калабан, предложившей режиссеру свое концептуальное видение спектакля.

Однако встреча старых друзей скоро перестает быть томной. Как это часто бывает, слово за слово, несколько рюмок домашней настойки — и постепенно всплывают старые обиды. А вскоре один из героев предлагает игру с мобильными телефонами, которые давно стали частью нашей жизни. Невинная игра для героев постепенно оборачивается подлинными драмами и духовными катаклизмами. Появляются различные «скелеты в шкафу», отсюда и немудреное название спектакля. Герои приходят к переоценке себя и окружающих. Татьяна Новик, Гарик Вепшковский, Андрей Гладкий, Ольга Давыдова-Роик, Денис Моисейчик и другие актеры играют наших современников легко и раскованно. Каждому из них в определенный момент придется пережить внутреннюю трансформацию.

Для дебюта в спектакле вполне есть свое ровное и свободное дыхание, но иногда замыслу не хватает цельности и завершенности, в постановке немало пустот, сбивчивого ритма. Драматургические шероховатости режиссер пытается заполнить юмором и экспрессией, получается не всегда элегантно.

ВІНШУЕМ!

Крыштальныя прызы — лепшым

Напярэдадні Міжнароднага дня тэатра Беларускі саюз тэатральных дзеячаў традыцыйна вызначыў сваіх пераможцаў. «За адданасць беларускаму нацыянальнаму тэатру і шматгадовую творчую працу» прыз «Крыштальная Паўлінка» атрымае народны артыст Беларусі Віктар Манаеў (Нацыянальны акадэмічны тэатр імя Я. Купалы). «За адданасць беларускаму тэатру лялек і шматгадовую творчую працу» прыз «Крыштальны анёлак» будзе ўручаны галоўнаму рэжысёру Беларускага дзяржаўнага тэатра лялек Аляксею Ляляўскаму. «За вялікі ўклад у тэатральнае мастацтва Беларусі і шматгадовую творчую працу» артыстку Нацыянальнага акадэмічнага драматычнага тэатра імя М. Горкага Алену Пастрэвіч (Уладамірскую) адзначылі «Крыштальнай зоркай». А за яркі таленавіты дэбют прызам «Крыштальная кветка» — артыстку Нацыянальнага акадэмічнага драматычнага тэатра імя М. Горкага Вольгу Здзярскую. Стыпендыю «Тэатральная дынастыя — Глебаў, Белахвосцікі, Гарцуевы» і прыз «Агмень» атрымае народная артыстка Беларусі Зоя Белахвосцік.

pepel@sb.by

Фото предоставлены БГМТ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter