Президент вчера лично проинспектировал Минскую кольцевую автодорогу. Проехать по МКАД Александр Лукашенко решил на нашем белорусском автобусе, который выйдет на линию во время II Европейских игр и будет обслуживать участников соревнований. Технику в итоге похвалил. А пока — стартуем!
Начало пути
Многотонная машина мягко выруливает с Логойского шоссе на внешнее кольцо МКАД. Журналистская удача — поучаствовать в такой экскурсии. В салоне Александр Лукашенко, рядом с ним — Глава его Администрации, напротив — председатели Мингор- и Миноблисполкома. Руководитель Минщины у окна — там, за обочиной, его территория. Городской глава рядом, на метр ближе к зоне своей ответственности. Поэтому время от времени поглядывает в противоположном направлении. Следует команда Президента: ехать медленно. Смысл лететь, если цель — рассмотреть каждую деталь.
Тут можно было бы подумать: всё! Сейчас встанет кольцо. Но скромный кортеж был хорошо организован и двигался очень деликатно в первой полосе. Остальные участники движения свободно его опережают, спеша по своим делам. Даже не подозревают о том, кто рядом…
Кольцевая знакомая. Гладкая дорога, аккуратные обочины. Ехать легко и комфортно. Но, слушая президентские замечания, невольно примеряешь его взгляд на себя. И тут понимаешь маршрут глубже.
Въезжаем на участок, проложенный некогда через прорезанный холм. По бокам крутые откосы с редкой травой. Александр Лукашенко обращает внимание:
— Они должны быть все высажены деревьями. Для чего? Чтобы их не косить. Это ужасно: на этих склонах по 20 метров мы все время косим. Во-первых, затраты бешеные. Во-вторых, людей мучаем.
Президент подкрепляет свою мысль рассуждениями. Они просты и понятны. Покосить обычными косами — вроде не проблема. Но поди помахай день косой на таком склоне. Свалишься к вечеру без рук без ног. Бензиновым триммером? Легче. Но сколько топлива уйдет? Две стороны дороги в 56,4 километра? А в масштабах города? А области? А страны? Ведь мы не раз видели, что, казалось бы, на локальных мероприятиях формулируются серьезные государственные задачи.
Так проявилась их ключевая суть: бережное отношение. И к человеку, и к ресурсам. Мы же не на фронте, чтобы любой ценой бросаться на стрижку травы. Все должно быть легко, естественно и от сердца. Президент делится наблюдениями из поездок в другие страны:
— Как в Китае. Они дрожат за каждый метр. Высаживают кустарники цветущие. Цветники фактически. К этому тоже надо подходить… Я у себя в резиденции повысаживал калину, рябину, черемуху. Наши деревья. Красота!.. Вдоль дорог должны быть высажены зеленые насаждения. Я в ближайшее время без вас проеду и сам посмотрю везде.
Да, обочины белорусских дорог не бедны зеленью. Но и цветущими садами их все же пока не назовешь. Попытаюсь угадать, что имел в виду Президент, говоря о садах. Мы научились аккуратности, есть понимание порядка. А вот теперь впору подумать о том, чтобы в этот порядок еще вдохнуть и душу. Чтобы едешь по дороге, смотришь по сторонам и наслаждаешься наполняющей тебя радостью.
К озеленению можно подойти просто: высадить вдоль дорог молодые саженцы. А там же, на откосах, и солнце сушит, и ветер бьет. Президент задает вопросы:
— Ну вот, высадили. Они живые? Неживые? Никто не знает. Надо проверять. Если погибли — надо подсаживать.
В самом деле, молодые деревца пустили листья через одно. Немало и вовсе увядших. Стоило ли на столь суровые земли помещать именно такие растения? Вопрос. Мнение Президента: ели, сосны, туи… Хвойные породы у нас хорошо приживаются и радуют глаз зеленью круглый год. Так, может, и не стоит изобретать велосипед?
Скорбное место
…Тем временем подъезжаем к урочищу Куропаты. Сложное место. «Па-беларуску кажучы — балючае»… И еще более «балючае» от того, что ворошат его в последнее время люди со странными целями... Президент распорядился остановиться. Некоторое время молча смотрит в окно. Смотрят и его попутчики. Здесь каждый думает о своем. О чем, быть может, не всегда скажешь вслух. Однако от вечного всегда мыслями возвращаешься к земному. Память остается, а жизнь нынешних поколений продолжается. Президент рассуждает:
— Здесь надо заняться дополнительно посадкой деревьев. И они, кто там лежит, они нас видят, спасибо скажут. По периметру туи можно. Подумайте, как окончательно благоустроить Куропаты. Когда-то мы еще пройдем посмотрим. Но недопустимо, чтобы кто-то тут что-то делал без разрешения. Это же политическая демонстрация. Это кому-то надо. Можешь прийти, пожалуйста, помолись, положи цветы и уходи, не мешай этим людям…
Все должно быть гармонично
Автобус некоторое время движется в молчании. На участке у Долгиновского тракта частная застройка. Обнесена высоким, не менее чем метра три, забором. С левой стороны перпендикулярной дороги вроде и приличное заграждение — современное, под дерево. С правой — привет из прошлого века. Какой-то плотный штакетник, окрашенный некогда яркой, но уже изрядно выцветшей светло-зеленой краской.
— Ни к селу ни к городу, —заключает Президент.
И в самом деле. В свое время такие конструкции возводились как шумозащита для прилегающих к дороге домов. Хотя зачастую еще и для того, чтобы скрыть от проезжающих непрезентабельные ветхие строения. Но это когда еще было… Трущоб вдоль МКАД давно нет. Въезды на прилегающие улицы от шума и пыли гораздо надежнее защищают новые постройки. Торговые и офисные центры, автосалоны, мини-отели. Им как раз надо быть на виду. Не пора ли избавляться от рудиментов прошлого? Распоряжение Президента — крепко подумать об этом.
Мосты, которые соединяют и радуют
Развязки с МКАД — отдельная тема. Вроде бы и строились по схожим проектам, а на выходе впечатление, что папы и мамы у них разные. И мосты эти как дети в не лучшей семье: есть любимые и нелюбимые. Одни украшены оригинальной флористикой, другие как будто стриженные под ноль. Подъезжаем к съезду на проспект Победителей. Президент:
— Видите, развязка? Вот такие развязки должны быть все.
Приблизились к следующей, с улицей Тимирязева. Укоризненный взгляд на председателя Мингорисполкома:
— Как ты ее благоустраиваешь? Начертил что-то и понатыкал. Тут же Президент почти не ездит, поэтому ты и решил, что там более-менее сделал, а тут —ладно…
Сигнал более чем понятный как всем местным властям, так и транспортникам, дорожникам, лесникам, коммунальным службам…
Кто должен навести порядок
Однако вернемся к владельцам упомянутых выше маркетов, салонов, офисов, отелей, ресторанов, заправочных станций и прочих объектов придорожной инфраструктуры. Им — отдельный «привет». Если думают, что взяли участки в десятке метров от кольцевой и на них окуклились — неправильное понимание жизни. Вся территория до магистрали — их зона ответственности. В плане благоустройства. Тут придется прибегнуть к творческому пониманию темы. Президент советует:
— Ландшафтные дизайнеры. Надо обязательно, чтобы они разработали планы. Вот его территория и прилегающая. Пусть платит деньги или же сам благоустраивает. Ресторан. Заправка. У каждого должна быть ответственность за территорию.
Задача не только частнику, но и ответственным за территории исполкомам. Вдруг у частника нет выходов на хороших дизайнеров. Значит, властям надо помочь сформировать соответствующие творческие группы. Они продумают концепции обустройства прилегающих к МКАД территорий с обеих сторон. А потом помогут арендаторам земель воплотить их, как говорят художники, в натуре.
Не бояться креатива
Пожалуй, самые сложные участки на кольцевой — в районе Сухарево, Рыбокомплекса, Чижовки и улицы Байкальской. Это с точки зрения порадовать глаз и душу. Здесь к магистрали примыкают гаражные кооперативы. Скорее всего, внутри там кипит жизнь малого автобизнеса. Но с тыла, который обращен к дороге, картина унылая. Надо искать системное решение проблемы. А пока Александр Лукашенко опять же советует подойти творчески:
— Эти домики… Граффити… Надо, чтобы люди разрисовали разумно. На какую-то тему.
Выводы
Поездка завершилась на том же Логойском шоссе, на котором и начиналась. Президент обвел взглядом попутчиков и отметил:
— За сутки вы больше сделали, чем за год. Это говорит о том, что надо приезжать и смотреть не только мне.
Почему за сутки, поясним. На эту пятницу в рабочем графике Главы государства значилось другое мероприятие. Проехать по кольцевой Александр Лукашенко решил накануне. Здесь Президент, конечно, добавил тонуса и городским властям, и региональным. В том смысле, что мало ставить задачи, не менее важен контроль их исполнения. На всех уровнях. Призыв известный, и он еще раз озвучен:
— Давайте в порядок приводить (нашу землю. — Прим. ред.). Этот год и следующий. Год всего. Эта осень и будущая весна.
Акценты расставлены четко и понятно. Инспекция получилась как минимум с двойным смыслом. Президент на себе испытал, как будут ощущать себя гости, перемещаясь по городу. Лично посмотрел, что они увидят из окна. Но есть еще и третий, пожалуй, наиболее важный смысл.
Все распоряжения по поводу благоустройства придорожных территорий стоит взять на заметку руководителям всех регионов, а не только Минска и Минщины, сопровождавшим Президента.
Позволим себе лишь несколько личных впечатлений.
Двигаясь по маршруту, Александр Лукашенко ни разу не поинтересовался, что из себя представляет тот или иной объект. Только высказывал предложения в адрес владельцев, как обустроить, облагородить. Тут два раза гадать не приходится. Президент очень хорошо знает, кто и чем занимается на каждом клочке белорусской земли. Нам бы каждому такое знание хотя бы о той земле, за которую отвечаем лично. А еще и такую же ответственность за каждый ее квадратный сантиметр. Будем все так вглядываться в каждый ее клочок, вместе придем к главной цели — достигнем большую и благородную цель трехлетки малой родины. Сделаем нашу страну не просто процветающей, но и красивой, душевной. Если хотите, идеальной. Не это ли наше общее дело чести и совести?
Дмитрий КРЯТ.
kryat@sb.by
Важные акценты
Президентская поездка по МКАД стала серьезным экзаменом для председателя Минского облисполкома Анатолия Исаченко и главы Минска Анатолия Сивака. На готовность к II Европейским играм и на качество придорожной инфраструктуры в целом. Игры пройдут, а наши дороги останутся с нами. И в этом смысле Александр Лукашенко еще до начала поездки укорил должностных лиц за медлительность в работе. Это явный сигнал руководителям всех регионов:
— Я много говорил, что я хотел бы видеть вдоль этих дорог. Но пока работа идет ни шатко ни валко…
Начнем с основных дорог и пойдем к границам нашей страны. Надо благоустраивать Беларусь! Нельзя останавливаться! Это наша фишка. Кто бы сюда ни приезжал, все ахают — как хорошо, природа хорошая. Но природе надо не только радоваться, не только жить с ней в мире и согласии. Природу надо украшать и совершенствовать.
Почему же начали с Минской кольцевой? Тут все просто. Это лицо Минска, а Минск — лицо страны. И дело даже не в том, что впереди Европейские игры и к нам приедет много гостей. Порядок надо поддерживать всегда. И стараться делать еще лучше. Это касается и исполнения инвесторами своих обязательств. Президент предупреждает:
— Если с инвестором договорились, есть решение, он должен исполнять свои обязательства. Если нет — должны следовать жесткие санкции.
Понятно, что любая стройка — дело хлопотное. И окружающим доставляет неудобства. И ландшафт портит. Значит, строить надо не только качественно, но и быстро. Александр Лукашенко озвучил конкретный срок любого строительства и внешнего благоустройства — не более трех лет:
— Это касается и домов, и других объектов, которые строим. Что это за дело: деревня как деревня, улица как улица — нет, какой-то инвестор взял землю и развел стройку на пять-семь лет. Машины едут туда, пыль, грязь. Это ненормально. Максимум за три года построй объект.
Комитету госконтроля адресовано поручение посмотреть на долгострои. Если надо кого-то «проучить» или «научить», действовать решительно:
— Если они взяли и не хотят строить, изъять эти участки. Чтобы неповадно другим было. Ты выделил ему участок, он его купил и начинает перепродавать, карманы набивать. Этого быть не должно! Взял участок — иди строй. Не хочешь — верни обратно, с определенной ответственностью за то, что ты не сделал того, для чего получал этот участок. Здесь надо наводить порядок.
Кстати, опыт такой в Минской области уже есть. Как только начали изымать участки, на десятках объектов тут же засуетились строители. Чего же тогда ждали?
Председатель Минского горисполкома Анатолий Сивак также начал было говорить о свободных площадках, где нужна корректировка проекта…
— Значит, это уже вы виноваты, что запланировали и не делали там ни черта, — тут же поставил точку Президент. — А сейчас предлагаете по-новому. Это тоже допускать нельзя!
Президенту также показали технику, которая будет задействована для обслуживания участников и гостей II Европейских игр. Новенькие МАЗы, «Неманы», Geely Atlas оставляют приятные впечатления. В частности, белорусский кроссовер Президент оценил так:
— Приличная машина!
Но тут же напомнил о своем поручении делать электромобили. А в общественном транспорте ориентироваться на электробусы.
Надо полагать, все озвученные на мероприятии поручения остались не только в моем журналистском блокноте, но и уже приняты к исполнению.
Евгений КОНОНОВИЧ