Минск
+18 oC
USD: 2.03
EUR: 2.28

«Надо благоустраивать Беларусь!» — в этом суть посещения Президентом МКАД

Дороги, которые мы выбираем

Президент вчера лично проинспектировал Минскую кольцевую автодорогу. Проехать по МКАД Александр Лукашенко решил на нашем белорусском автобусе, который выйдет на линию во время II Европейских игр и будет обслуживать участников соревнований. Технику в итоге похвалил. А пока — стартуем!


Начало пути


Многотонная машина мягко выруливает с Логойского шоссе на внешнее кольцо МКАД. Журналистская удача — поучаствовать в такой экскурсии. В салоне Александр Лукашенко, рядом с ним — Глава его Администрации, напротив — председатели Мингор- и Миноблисполкома. Руководитель Минщины у окна — там, за обочиной, его территория. Городской глава рядом, на метр ближе к зоне своей ответственности. Поэтому время от времени поглядывает в противоположном направлении. Следует команда Президента: ехать медленно. Смысл лететь, если цель — рассмотреть каждую деталь.

Тут можно было бы подумать: всё! Сейчас встанет кольцо. Но скромный кортеж был хорошо организован и двигался очень деликатно в первой полосе. Остальные участники движения свободно его опережают, спеша по своим делам. Даже не подозревают о том, кто рядом…

Кольцевая знакомая. Гладкая дорога, аккуратные обочины. Ехать легко и комфортно. Но, слушая президентские замечания, невольно примеряешь его взгляд на себя. И тут понимаешь маршрут глубже.

Въезжаем на участок, проложенный некогда через прорезанный холм. По бокам крутые откосы с редкой травой. Александр Лукашенко обращает внимание:

— Они должны быть все высажены деревьями. Для чего? Чтобы их не косить. Это ужасно: на этих склонах по 20 метров мы все время косим. Во-первых, затраты бешеные. Во-вторых, людей мучаем.

Президент подкрепляет свою мысль рассуждениями. Они просты и понятны. Покосить обычными косами — вроде не проблема. Но поди помахай день косой на таком склоне. Свалишься к вечеру без рук без ног. Бензиновым триммером? Легче. Но сколько топлива уйдет? Две стороны дороги в 56,4 километра? А в масштабах города? А области? А страны? Ведь мы не раз видели, что, казалось бы, на локальных мероприятиях формулируются серьезные государственные задачи.

Так проявилась их ключевая суть: бережное отношение. И к человеку, и к ресурсам. Мы же не на фронте, чтобы любой ценой бросаться на стрижку травы. Все должно быть легко, естественно и от сердца. Президент делится наблюдениями из поездок в другие страны:

— Как в Китае. Они дрожат за каждый метр. Высаживают кустарники цветущие. Цветники фактически. К этому тоже надо подходить… Я у себя в резиденции повысаживал калину, рябину, черемуху. Наши деревья. Красота!.. Вдоль дорог должны быть высажены зеленые насаждения. Я в ближайшее время без вас проеду и сам посмотрю везде.



Да, обочины белорусских дорог не бедны зеленью. Но и цветущими садами их все же пока не назовешь. Попытаюсь угадать, что имел в виду Президент, говоря о садах. Мы научились аккуратности, есть понимание порядка. А вот теперь впору подумать о том, чтобы в этот порядок еще вдохнуть и душу. Чтобы едешь по дороге, смотришь по сторонам и наслаждаешься наполняющей тебя радостью.

К озеленению можно подойти просто: высадить вдоль дорог молодые саженцы. А там же, на откосах, и солнце сушит, и ветер бьет. Президент задает вопросы:

— Ну вот, высадили. Они живые? Неживые? Никто не знает. Надо проверять. Если погибли — надо подсаживать.

В самом деле, молодые деревца пустили листья через одно. Немало и вовсе увядших. Стоило ли на столь суровые земли помещать именно такие растения? Вопрос. Мнение Президента: ели, сосны, туи… Хвойные породы у нас хорошо приживаются и радуют глаз зеленью круглый год. Так, может, и не стоит изобретать велосипед?

Скорбное место


…Тем временем подъезжаем к урочищу Куропаты. Сложное место. «Па-беларуску кажучы — балючае»… И еще более «балючае» от того, что ворошат его в последнее время люди со странными целями... Президент распорядился остановиться. Некоторое время молча смотрит в окно. Смотрят и его попутчики. Здесь каждый думает о своем. О чем, быть может, не всегда скажешь вслух. Однако от вечного всегда мыслями возвращаешься к земному. Память остается, а жизнь нынешних поколений продолжается. Президент рассуждает:

— Здесь надо заняться дополнительно посадкой деревьев. И они, кто там лежит, они нас видят, спасибо скажут. По периметру туи можно. Подумайте, как окончательно благоустроить Куропаты. Когда-то мы еще пройдем посмотрим. Но недопустимо, чтобы кто-то тут что-то делал без разрешения. Это же политическая демонстрация. Это кому-то надо. Можешь прийти, пожалуйста, помолись, положи цветы и уходи,  не мешай этим людям…

Все должно быть гармонично


Автобус некоторое время движется в молчании. На участке у Долгиновского тракта частная застройка. Обнесена высоким, не менее чем метра три, забором. С левой стороны перпендикулярной дороги вроде и приличное заграждение — современное, под дерево. С правой — привет из прошлого века. Какой-то плотный штакетник, окрашенный некогда яркой, но уже изрядно выцветшей светло-зеленой краской.

— Ни к селу ни к городу, —заключает Президент.

И в самом деле. В свое время такие конструкции возводились как шумозащита для прилегающих к дороге домов. Хотя зачастую еще и для того, чтобы скрыть от проезжающих непрезентабельные ветхие строения. Но это когда еще было… Трущоб вдоль МКАД давно нет. Въезды на прилегающие улицы от шума и пыли гораздо надежнее защищают новые постройки. Торговые и офисные центры, автосалоны, мини-отели. Им как раз надо быть на виду. Не пора ли избавляться от рудиментов прошлого? Распоряжение Президента — крепко подумать об этом.

Мосты, которые соединяют и радуют


Развязки с МКАД — отдельная тема. Вроде бы и строились по схожим проектам, а на выходе впечатление, что папы и мамы у них разные. И мосты эти как дети в не лучшей семье: есть любимые и нелюбимые. Одни украшены оригинальной флористикой, другие как будто стриженные под ноль. Подъезжаем к съезду на проспект Победителей. Президент:

— Видите, развязка? Вот такие развязки должны быть все.

Приблизились к следующей, с улицей Тимирязева. Укоризненный взгляд на председателя Мингорисполкома:

— Как ты ее благоустраиваешь? Начертил что-то и понатыкал. Тут же Президент почти не ездит, поэтому ты и решил, что там более-менее сделал, а тут —ладно…

Сигнал более чем понятный как всем местным властям, так и транспортникам, дорожникам, лесникам, коммунальным службам…

Фото БЕЛТА.

Кто должен навести порядок


Однако вернемся к владельцам упомянутых выше маркетов, салонов, офисов, отелей, ресторанов, заправочных станций и прочих объектов придорожной инфраструктуры. Им — отдельный «привет». Если думают, что взяли участки в десятке метров от кольцевой и на них окуклились — неправильное понимание жизни. Вся территория до магистрали — их зона ответственности. В плане благоустройства. Тут придется прибегнуть к творческому пониманию темы. Президент советует:

— Ландшафтные дизайнеры. Надо обязательно, чтобы они разработали планы. Вот его территория и прилегающая. Пусть платит деньги или же сам благоустраивает. Ресторан. Заправка. У каждого должна быть ответственность за территорию.

Задача не только частнику, но и ответственным за территории исполкомам. Вдруг у частника нет выходов на хороших дизайнеров. Значит, властям надо помочь сформировать соответствующие творческие группы. Они продумают концепции обустройства прилегающих к МКАД территорий с обеих сторон. А потом помогут арендаторам земель воплотить их, как говорят художники, в натуре.

Не бояться креатива


Пожалуй, самые сложные участки на кольцевой — в районе Сухарево, Рыбокомплекса, Чижовки и улицы Байкальской. Это с точки зрения порадовать глаз и душу. Здесь к магистрали примыкают гаражные кооперативы. Скорее всего, внутри там кипит жизнь малого автобизнеса. Но с тыла, который обращен к дороге, картина унылая. Надо искать системное решение проблемы. А пока Александр Лукашенко опять же советует подойти творчески:

— Эти домики… Граффити… Надо, чтобы люди разрисовали разумно. На какую-то тему.

Выводы


Поездка завершилась на том же Логойском шоссе, на котором и начиналась. Президент обвел взглядом попутчиков и отметил:

— За сутки вы больше сделали, чем за год. Это говорит о том, что надо приезжать и смотреть не только мне.

Почему за сутки, поясним. На эту пятницу в рабочем графике Главы государства значилось другое мероприятие. Проехать по кольцевой Александр Лукашенко решил накануне. Здесь Президент, конечно, добавил тонуса и городским властям, и региональным. В том смысле, что мало ставить задачи, не менее важен контроль их исполнения. На всех уровнях. Призыв известный, и он еще раз озвучен:

— Давайте в порядок приводить (нашу землю. — Прим. ред.). Этот год и следующий. Год всего. Эта осень и будущая весна.

Акценты расставлены четко и понятно. Инспекция получилась как минимум с двойным смыслом. Президент на себе испытал, как будут ощущать себя гости, перемещаясь по городу. Лично посмотрел, что они увидят из окна. Но есть еще и третий, пожалуй, наиболее важный смысл.

Все распоряжения по поводу благоустройства придорожных территорий стоит взять на заметку руководителям всех регионов, а не только Минска и Минщины, сопровождавшим Президента.

Позволим себе лишь несколько личных впечатлений.

Двигаясь по маршруту, Александр Лукашенко ни разу не поинтересовался, что из себя представляет тот или иной объект. Только высказывал предложения в адрес владельцев, как обустроить, облагородить. Тут два раза гадать не приходится. Президент очень хорошо знает, кто и чем занимается на каждом клочке белорусской земли. Нам бы каждому такое знание хотя бы о той земле, за которую отвечаем лично. А еще и такую же ответственность за каждый ее квадратный сантиметр. Будем все так вглядываться в каждый ее клочок, вместе придем к главной цели — достигнем большую и благородную цель трехлетки малой родины. Сделаем нашу страну не просто процветающей, но и красивой, душевной. Если хотите, идеальной. Не это ли наше общее дело чести и совести?

Дмитрий КРЯТ.

kryat@sb.by

Важные акценты


Президентская поездка по МКАД стала серьезным экзаменом для председателя Минского облисполкома Анатолия Исаченко и главы Минска Анатолия Сивака. На готовность к II Европейским играм и на качество придорожной инфраструктуры в целом. Игры пройдут, а наши дороги останутся с нами. И в этом смысле Александр Лукашенко еще до начала поездки укорил должностных лиц за медлительность в работе. Это явный сигнал руководителям всех регионов:

— Я много говорил, что я хотел бы видеть вдоль этих дорог. Но пока работа идет ни шатко ни валко…

Начнем с основных дорог и пойдем к границам нашей страны. Надо благоустраивать Беларусь! Нельзя останавливаться! Это наша фишка. Кто бы сюда ни приезжал, все ахают — как хорошо, природа хорошая. Но природе надо не только радоваться, не только жить с ней в мире и согласии. Природу надо украшать и совершенствовать.

Почему же начали с Минской кольцевой? Тут все просто. Это лицо Минска, а Минск — лицо страны. И дело даже не в том, что впереди Европейские игры и к нам приедет много гостей. Порядок надо поддерживать всегда. И стараться делать еще лучше. Это касается и исполнения инвесторами своих обязательств. Президент предупреждает:

— Если с инвестором договорились, есть решение, он должен исполнять свои обязательства. Если нет — должны следовать жесткие санкции.

Понятно, что любая стройка — дело хлопотное. И окружающим доставляет неудобства. И ландшафт портит. Значит, строить надо не только качественно, но и быстро. Александр Лукашенко озвучил конкретный срок любого строительства и внешнего благоустройства — не более трех лет:

— Это касается и домов, и других объектов, которые строим. Что это за дело: деревня как деревня, улица как улица — нет, какой-то инвестор взял землю и развел стройку на пять-семь лет. Машины едут туда, пыль, грязь. Это ненормально. Максимум за три года построй объект.

Комитету госконтроля адресовано поручение посмотреть на долгострои. Если надо кого-то «проучить» или «научить», действовать решительно:

— Если они взяли и не хотят строить, изъять эти участки. Чтобы неповадно другим было. Ты выделил ему участок, он его купил и начинает перепродавать, карманы набивать. Этого быть не должно! Взял участок — иди строй. Не хочешь — верни обратно, с определенной ответственностью за то, что ты не сделал того, для чего получал этот участок. Здесь надо наводить порядок.

Кстати, опыт такой в Минской области уже есть. Как только начали изымать участки, на десятках объектов тут же засуетились строители. Чего же тогда ждали?

Председатель Минского горисполкома Анатолий Сивак также начал было говорить о свободных площадках, где нужна корректировка проекта…

— Значит, это уже вы виноваты, что запланировали и не делали там ни черта, — тут же поставил точку Президент. — А сейчас предлагаете по-новому. Это тоже допускать нельзя!

Президенту также показали технику, которая будет задействована для обслуживания участников и гостей II Европейских игр. Новенькие МАЗы, «Неманы», Geely Atlas оставляют приятные впечатления. В частности, белорусский кроссовер Президент оценил так:

— Приличная машина!

Но тут же напомнил о своем поручении делать электромобили. А в общественном транспорте ориентироваться на электробусы.

Надо полагать, все озвученные на мероприятии поручения остались не только в моем журналистском блокноте, но и уже приняты к исполнению.

 Евгений КОНОНОВИЧ

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Алексей ВЯЗМИТИНОВ
5
Загрузка...
Новости и статьи